История снегохода: от Ski-Doo до Бурана

История снегохода: от Ski-Doo до “Бурана”

Короткий, но непростой путь развития зимней техники

1950
1
0
В самом начале своей огромной, тяжелой и кропотливой работы исследователю истории снегоходов предстоит столкнуться с одним сложным фактом - установить человека, положившего начало зимней технике не представляется возможным. Корни снежных машин ведут в разные десятилетия и даже на разные континенты.
Сергей Мочалов
Фото: snowmobile.com

Изобретатели первых образцов снежной техники появлялись в разных странах и их было несколько. Во всяком случае, история знает много самоходных механизмов, которые создавались специально для передвижения по снегу. К слову, многие из них появились в России, что впрочем неудивительно, учитывая, что страна наша северная, и для преодоления огромных расстояний по снегу русские просто обязаны были выдумать какое-то особенное средство передвижения.

Так еще в царской России появились так называемые моторные сани изобретателя-самоучки Николая Коробанова. В движение они приводились специальными костылями-толкателями. Несколько позже авиаинженер Сергей Неждановский придумал более совершенную конструкцию, оснастив сани двигателем с пропеллером. В результате получились известные и по сей день аэросани, которые какое-то время даже выпускались серийно. Впрочем из-за своей конструкции аэросани нельзя назвать снегоходом, хотя с передвижением по снегу у них не было никаких проблем.

Самые первые попытки создать средство передвижения для езды по снегу не отличались оригинальностью: аэросани строили из лодок, а первые снегоходы делали из мотоциклов.

Средство передвижения, которое по своему типу оказалось гораздо ближе к современным снегоходам построил американец Карл Элейсон в 1924 году. Соединив вместе лодочный мотор, радиатор от автомобиля Ford, гусеницу и лыжи, он собрал нечто, очень напоминающее традиционные индейсике сани. Правда изобретение Элейсона отличалось способностью передвигаться без посторонней помощи, что по тем временам было действительно открытием. Патент изобретателю выдали только, спустя три года, в 1927 году, после того, как он усовершенствовал свой снегоход, установив на него руль и заменив лодочный мотор на мотоциклетный. Именно это событие - первый патент на изобретение снегохода многие эксперты и называют точкой отсчета в истории снегоходов.

Между тем, в следующие два десятилетия после своего рождения снегоходы не стали сверхпопулярными - по тем временам эти агрегаты были довольно ненадежны и дороги. И хотя собственное производство зимней техники в 30-х годах прошлого века пытались наладить такие популярные мотопроизводители как Harley-Davidson и Indian, а рекламные буклеты тех лет гласили “Если на нашей технике вы застрянете в снегу, то мы вернем вам деньги”, дальше опытных образцов и первых партий по 200-300 снегоходов дело так и не пошло. Ситуацию не изменила даже начавшаяся Вторая мировая война - военные посчитали, что такая техника как снегоходы совсем не подходит для выполнения боевых задач. (Сегодня снегоходы используются в армиях всех северных стран мира, в том числе и в России).

На первом этапе серийного производства снегоходов фантазий конструкторов не знала границ - разной была не только компоновка, но и размеры зимней техники.

Настоящий бум производства снегоходов пришелся на конец 50-х, начало 60-х годов прошлого века. Именно в этот период конструкция снегохода Карла Элейсона с задним расположением двигателя окончательно потерпела неудачу. Зимняя техника такого типа не нравилась потребителям, прежде всего, в силу своей медлительности и неповоротливости - снегоход массой порядка 230 килограммов на максимуме разгонялся всего до 35 км/ч, а мощность его двигателя составляла всего 10 лошадиных сил.

На этом фоне куда более привлекательно выглядели модели канадского инженера Жозефа-Армана Бомбардье. Этот изобретатель посвятил конструированию снегоходов всю свою жизнь. Причем в списке разработанных им снегоходов есть и такие “снежные монстры” как семиместный снегоход B-7, водитель и пассажиры которого размещались в полноценном и просторном салоне. В апогее своей карьеры Бомбардье коренным образом пересмотрел свою работу и сосредоточился на легких двухместных моделях с передним расположением мотора. Именно они стали впервые позиционироваться не как транснпорт, а как средство развлечения. Эта идея оказалась одной из самых успешных в истории создания снегоходов. Впоследствии эти модели получили название Ski-Doo, под ним они известны и по сей день.

Образцы снегоходов 60-70-х годов прошлого века. Многие из этих брендов давно ушли в небытье.

Примерно в это же время появился и первый снегоход Sno-Traveler новой компании Polaris. Во многом он повторял разработки Элейсона - та же самая заднемоторная компоновка, лыжи вдоль всего корпуса, медлительность и неповоротливость. Тем не менее, впоследствии компании удается уйти с тупикового пути и переориентироваться на производство более перспективных моделей. Первый Polaris с передним расположением мотора (Polaris Comet) появился уже в 1964 году.

В 1962 году публике была представлена и первая модель снегохода компании Arctic Cat. От конкурентов она не отличалась почти ничем, а небольшой мотор выдавал всего 11 лошадиных сил. Кто бы мог тогда поверить, что спустя всего 40 лет характеристики двигателей этих снегоходов поднимутся многократно - до 150 “лошадей”!

Оказавшись впереди, американо-канадская тройка - Ski-Doo, Polaris и Arctic Cat сумела далеко оторваться от конкурентов - многочисленных компаний, пытавшихся наладить производство зимней техники в 60-х годах. Несмотря на яростные попытки остаться на плаву, они не сумели удержаться на рынке. Сегодня многие из этих брендов уже никто не вспомнит. Да что говорить, если даже американская мотолегенда Harley-Davidson на рубеже 60-70-х годов снова попыталась выехать на рынок зимней техники на своем снегоходе модели 440. К слову, в нем не было присущих Харлею хромированных деталей, мощного V-образного мотора и сиденья отделанного кожей. Хотя, может быть, именно этого и не хватало покупателям. В целом, модель выпускалась четыре года (с 1972 по 1975 г.), после этого руководство компании решило отказаться от производства зимнего транснпорта и сосредоточиться на выпуске двухколесного.

За последние 40 лет дизайн и конструкция снегоходов шагнули далеко вперед. Сегодня существует несколько классов зимней техники - от утилитарной, до гоночной.

Также безуспешные попытки войти и удержаться в новом для себя сегменте рынка делали и японские компании. В 70-е годы покупатели могли приобрести снегоходы Honda, Suzuki и Kawasaki. Сегодня их можно встретить разве что в коллекциях любителей антиквариата, а в салонах дилеров реально увидеть и приобрести только одного, сумевшего адаптироваться к снежным условиям “японца” - Yamaha.

По своему особенному пути пошла история развития отечественного снегоходостроения. В отсутствии конкуренции со стороны западных брендов это направление в СССР развивалось тихо и относительно спокойно. Первый опытный снегоход НАМИ-095 появился в 1965 году и был полностью скопирован с модели Ski-Doo SK-60. Его серийное производство было налажено в Хабаровске. К слову, и назывался он тогда не снегоход, а мотонарты - это название встречается до сих пор, например в правилах дорожного движения. Название эта модель получила тоже чисто советское - “Лайка-2”.

Самый же популярный советский снегоход “Буран” был создан спустя 8 лет. Несмотря на не самую эффективную конструкцию с одной лыжей и двумя гусеницами, “Буран” получился весьма надежным и отличался великолепной проходимостью. К государственным испытаниям разработчики подготовились на “отлично” - техника не должна была подвести в самых жестких условиях, а показать себя в ходе проверки “Бурану” предстояло в горах Кавказа и Памира, на льдах Северного Ледовитого океана и в снежных пустынях Антарктиды.

Снегоход “Буран” выпускается с 1973 года по настоящее время. “Лайке” в этом отношении повезло меньше.

К сожалению, отсутствие конкуренции сыграло с “Бураном” злую шутку - его популярность в народе росла как на дрожжах (других снегоходов в СССР попросту не знали), а вот создание новой, более продвинутой модели затянулось на целых два десятилетия. Разработки были, но под их производство было необходимо перестраивать инфраструктуру предприятия, а это непосильная и никому не нужная задача в условиях плановой экономики.

К слову, предприятию в Рыбинске, где выпускался “Буран” несмотря на все сложности девяностых и двухтысячных годов, удалось выжить и даже провести модернизацию. Сегодня, помимо “Бурана”, это предприятие выпускает и более современную модель снегохода - “Тайга”.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей