Ил-4 – первый «подарок» Гитлеру

Ил-4 – первый «подарок» Гитлеру

Этот советский бомбардировщик первым сбросил бомбы на Берлин еще в начале войны

597
1
0
В начале августа 1941 года гитлеровские войска наступали по всем фронтам. Немецкая пропаганды утверждала, что Советская авиация полностью и жителям столицы Германии нечего опасаться – ни один советский самолет не сможет появиться над Берлином. Однако в ночь с 7-го но 8-ое августа, когда город утопал в огнях и не ожидал никакой атаки с неба, на промышленных объектах Берлина внезапно стали разрываться бомбы.
Сергей Мочалов
Фото: 1zoom.ru

Их сбросила группа советских дальних бомбардировщиков ДБ-3. Это был первые налет на Берлин, осуществленный летчиками Балтийского флота во главе с Евгением Преображенским. Вскоре бомбардировки Берлина повторились, а количество самолетов увеличилось – к морским летчикам присоединилась группа дальней авиации на самолетах ДБ-3Ф. В дальнейшем эти крылатые машины получили обозначение Ил-4 и внесли немалый вклад в Великую Победу в великой войне.

22 июня 1941 года советская авиация понесла колоссальные потери от налетов бомбардировщиков Люфтваффе. Большинство самолетов было уничтожено прямо на аэродромах, которые располагались вдоль западных границ. Места базирования дальней бомбардировочной авиации не пострадали, так как находились вдали от линии фронта - их спасло то, что у немцев почти не было дальних бомбардировщиков. Военная стратегия фашистов строилась на молниеносном продвижении вперед при поддержке фронтовой авиации. К тому времени на западных рубежах в дальнебомбардировочных частях было сосредоточено чуть более 1 300 самолетов, большинство из них ДБ-3 и ДБ-3Ф. После полудня первого дня войны эти самолеты начали выполнять боевые полеты по планам, составленным накануне войны. Самолеты бомбили военные объекты в глубоком тылу противника с большой высоты. Но уже 24 июня экипажам дальних бомбардировщиков командование поставило задачу атаковать вражеские колонны с высоты четырехсот метров. Удары с большой высоты по движущимся целям были неэффективны, а ниже 400-от метров можно было угодить под осколки от собственных бомб. В этом деле самолеты дальней авиации оказались неотразимы, поскольку с одного точного захода на цель и точного бомбометания они могли уничтожить целый танковый батальон. Однако при этом бомбардировщики несли и не менее серьезные потери, поскольку не имели никакого прикрытия.

Отправлять дальние бомбардировщики выполнять работы штурмовиков Верховная ставка была вынуждена, чтобы хоть как-то приостановить продвижение противника. Это была вынужденная мера, поскольку почти вся штурмовая и ближнебомбардировочная авиация Советского Союза была уничтожена в первый же день войны. Эта практика была губительной: на малой высоте бомбардировщики становились легкой целью не только для малокалиберной зенитной артиллерии, но и для пулеметов.

Потери росли с каждым днем, их пытались возмещать переброской авиационных соединений из других концов страны и увеличивали количество боевых вылетов. Порой бомбардировщикам удавалось замедлить продвижение фашистских войск на несколько дней, но за это приходилось платить высокую цену – к концу июля 1941 года на западном направлении осталось чуть больше 70-ти ДБ-3 различных модификаций.

По итогам первого месяца военных действий советское командование приняло решение обобщить полученный боевой опыт. Замечания летного состава касались не только тактики применения, но и самого самолета и его вооружения. Бомбардировщик ДБ-3Ф был запущен в серийное производство незадолго до начала войны. Машина имела ряд недоработок, которые пришлось устранять уже в военное время. Другого самолета способного в короткие сроки обновить парк дальней авиации у Красной Армии попросту не было. Новые бомбардировщики ЕР-2 и ТБ-7 были слишком сложны в производстве и об их массовом выпуске в условиях начала войны не могло быть и речи. Что касается ДБ-3Ф, то освоить его в серийном производстве было гораздо легче – конструкция этой машины уже была отработана. Его предшественника ДБ-3 начали строить еще до войны, причем сразу на трех заводах. В эксплуатации ДБ-3Ф отличался от своего старшего брата, правда, не во всем в лучшую сторону: смещенная назад центровка усложняла пилотирование, особенно при длительных полетах. Самолет каждое мгновение приходилось контролировать штурвалом.

Боевой опыт показал необходимость усиления оборонительного вооружения бомбардировщика. Верхнюю турель с пулеметом ШКАС заменили на новую с крупнокалиберным УБТ, кроме того, в состав экипажа пришлось ввести еще одного стрелка для обслуживания нижней люковой установки. В разгар воздушного боя один человек не успевал отслеживать воздушную обстановку. Для защиты стрелков установили бронеспинки. Все эти изменения неблагоприятно отразились на центровке, но потенциал, заложенный в конструкцию, по-прежнему позволял выполнять поставленные боевые задачи.

5 марта 1942 года все отдельные дальние бомбардировочные дивизии были объединены в авиацию дальнего действия и стали подчиняться непосредственно Верховной ставке. Это позволяло концентрировать силы в направлении главных ударов. Теперь дальние бомбардировщики все чаще стали использовать по их прямому назначению: уничтожению целей в глубоком тылу противника. 26 марта 1942 года специальным постановлением Государственного Комитета Обороны бомбардировщик ДБ-3Ф переименовали в Ил-4. Этим отмечались заслуги конструкторов, которые в сложных условиях не переставали делать все возможное, чтобы доработать самолет и исправить существующие проблемы. Трудоемкость создания одной машины удалось снизить с 20 тысяч часов до 12 тысяч, из-за экономии дюралюминия пришлось заменить на деревянные некоторые детали. Живучесть машины снижалась, но в военное время эти меры оправдывали себя – фронту нужны были машины и как можно больше.

К концу 1942 году поставки новых самолетов Ил-4 стали перекрывать боевые потери. К этому времени Красная Армия перешла в контрнаступление под Сталинградом и авиация дальнего действия внесла немалый вклад в разгром врага, угодившего в котел. В марте 1943 года семь авиаполков и четыре дивизии дальней авиации получили звание гвардейских. Все они были полностью укомплектованы самолетами Ил-4, которые стали основными дальними бомбардировщиками Красной Армии.

Ил-4 активно воевал и в составе морской авиации. Специальность торпедоносца была одной из самых рискованных – для того чтобы сбросить торпеду, пилот на малой высоте выдерживал самолет на прямой в течение 20-30 секунд. Можно только представить, какой плотный огонь преграждал ему дорогу, но риск был оправдан – благодаря действиям морской авиации немало кораблей противника было отправлено на дно. Морские летчики еще до войны накопили большой опыт дальних полетов, поэтому именно они первые бомбили Берлин.

Дальний бомбардировщик Ил-4, тактико-технические характеристики:

Силовая установка: два поршневых двигателя М-88Б
Мощность: 2*1100 л/с
Боевая нагрузка: 1000-2500 кг
Максимальная скорость: 400 км/ч
Экипаж: 4 человека
Дальность полета: 3 500 км
Оборонительное вооружение: три пулемета
Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей