Ил-2 – «черная смерть»

Ил-2 – «черная смерть»

Советский самолет, наводивший ужас на немцев

632
1
0
З а годы Великой Отечественной войны советская промышленность выпустила огромное количество самого разнообразного вооружения: 98 тысяч танков и самоходных установок, 482 тысячи артиллерийских орудий, около 20 миллионов единиц стрелкового оружия.
Сергей Мочалов
Фото 1zoom.ru

Кроме этого в Красную Армию было поставлено 143 тысячи самолетов различных типов, рекордсменом среди летательных аппаратов различных типов является штурмовик Ил-2. За 4 года было выпущено 36 тысяч этих боевых машин – абсолютный мировой рекорд. Ил-2 стал символом Великой Отечественной.

В начале 1938 года в Кремль была направлена докладная записка следующего содержания:«Товарищам Сталину, Молотову, Ворошилову, Когановичу, начальнику ВВС Красной Армии Локтионову. При современной глубине обороны и организации войск и огромной мощности их огня штурмовая авиация будет нести огромные потери. Наши типы штурмовиков будут иметь большую уязвимость, так как ни одна жизненная часть этих самолетов не защищена. Поэтому сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика или, иначе говоря, летающего танка. Я с энтузиазмом и полной уверенностью за успех берусь за это дело. Сергей Ильюшин 27 января 1938 года». К записке прилагалось подробное описание штурмовика, который позже получит название Ил-2. На тот момент Сергей Ильюшин занимал пост начальника главного управления наркомата оборонной промышленности, а по совместительству был главным конструктором авиазавода №39.

Необходимость в новом штурмовике действительно назрела. Основная задача такого самолета – поражение малоразмерных и подвижных целей, а также уничтожение живой силы противника на поле боя. Для высокой точности поражения объектов боевые вылеты, как правило, выполняются на малых высотах, но находясь над линией фронта, самолеты очень уязвимы от огня с земли и поэтому требуют бронирования. Очень долго создать приличный штурмовик не удавалось. Зачастую делали так: брали уже имеющийся самолет, усиливали вооружение, навешивали броню. Понятно, что лишний вес существенно ухудшал летные качества машины.

Идея, которую предложил Ильюшин, была революционна – броня в новом штурмовике не навешивалась на конструкцию, а сама являлась частью конструкции, входила в ее силовую схему. Мотор, кабина и некоторые жизненно-важные агрегаты самолета располагались внутри обтекаемого стального бронекорпуса, к нему крепился центроплан и хвостовая часть фюзеляжа. Экипаж состоял из пилота и сидящего за ним стрелка-радиста. Нисколько не умаляя заслуги Ильюшина, стоит отметить, что появлению самолет способствовали достижения в различных областях науки и техники. Металлурги помогли создать так необходимый штурмовику бронекорпус, КБ Александра Микулина спроектировало мощный и надежный двигатель, у машины была передовая аэродинамика и современное вооружение.

2 октября 1939 года летчик-испытатель Владимир Коккинаки совершил на самолете первый вылет. Испытания и доводка летательного аппарата длились больше года – весной 1941 года Ил-2 был готов к серийному производству, правда, к этому моменту самолет из двухместного превратился в одноместный – было решено отказаться от стрелка. В свои первый бой Ил-2 вступили через пять дней после начала войны - 27 июня пятерка Илов нанесла удар по колонне германской бронетехники. Основной целью штурмовиков являлись немецкие танковые клинья – главная ударная сила Вермахта, другой важной задачей стало уничтожение аэродромов противника. К сожалению, уже в первые месяцы войны проявился серьезный недостаток одноместного варианта: не прикрытые сзади штурмовики становились легкой добычей для истребителей Люфтваффе. Снова сделать самолет двухместным и вернуть стрелка удалось только к осени 1942 года.

В состав вооружения Ил-2 входило два пулемета калибра 7,62 мм. Помимо пулеметов в крыле устанавливались две пушки сначала калибра 20, а затем 23 мм. Один крупнокалиберный пулемет монтировался в кабине, он служил для защиты штурмовика со стороны задней полусферы. Бомбы крепились как в бомболюках, так и на внешней подвеске, кроме того, самолет мог нести под крылом реактивные снаряды.

В боях на Курской Дуге дебютировали Ил-2 оснащенные пушками калибра 37 мм – это было серьезное оружие против танков противника. Тогда же в арсенале Ил-2 появились специальные противотанковые кумулятивные бомбы, попав в танк, они пробивали даже очень толстую броню. Претерпели изменения и реактивные снаряды – они стали бронебойными. Как впоследствии вспоминали летчики, воевавшие на Ил-2, очередность применения того или иного оружия зависела от обстоятельств, обычно первыми сбрасывались бомбы, главным образом для того, чтобы освободить самолет и уменьшить его вес, затем в ход шли реактивные снаряды, и только после этого велась стрельба из пушек и пулеметов. При атаке штурмовики заходили на цель один за другим, буквально вгоняя противника в землю.

Живучесть самолета впечатляла – машины возвращались с боевых заданий сильно изрешеченные, с большим числом пробоин, были случаи, когда прилетевшие на аэродром самолеты, просто не подлежали ремонту. Зато экипаж оставался жив – стальной бронекорпус надежно защищал летчиков. По сравнению с фронтовыми бомбардировщиками Илы меньше зависели от капризов погоды и могли действовать в сложных метеоусловиях. Для Ил-2 легче было найти и обустроить аэродром в прифронтовой полосе. Штурмовики быстро снаряжались к повторному боевому вылету и хорошо взаимодействовали с наземными войсками в обороне и наступлении. Неприхотливый самолет, готовый делать свою работу и в зимнюю стужу, и в летнюю жару, и в осеннюю распутицу.

Во время Великой Отечественной войны не было ни одной операции, которая обошлась бы без участия штурмовиков Ил-2. «Черной смертью» прозвали штурмовик немецкие солдаты, а в Кранной Армии, за характерную форму штурмовик получил прозвище «горбатый». Подобного самолета, совмещавшего в себе огневую мощь и хорошую защищенность, не имела ни одна армия мира.

Штурмовик Ил-2, тактико-технические характеристики:

Экипаж: 2 человека
Силовая установка: поршневой мотор АМ-38Ф
Мощность: 1750 лошадиных сил
Максимальная скорость: 405 км/ч
Дальность полета: 685 км
Максимальный взлетный вес: 6380 кг
Максимальная бомбовая нагрузка: 600 кг
Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей