Hughes XH-17: летающий кран

Реактивная тяга в лопастях и амбиции Говарда Хьюза

272
0
3
В ертолёт XH-17 “Летающий кран” историки авиации именуют “огромной стрекозой” или “летающим мамонтом”. Они отмечают, что винтокрылое творение Говарда Хьюза (Howard Hughes) хоть и не стало самым большим вертолётом на свете, но одним из самых необычных - точно.
Александр Горбунков
фото производителя

Первый публичный полёт XH-17 состоялся 23 октября 1952 года в аэропорту имени Хьюза (Hughes Airport) в Калвер-Сити, Калифорния. Гигант поражал зрителей размерами: 16,3 метра в длину и почти 10 метров в ширину. Пилот-испытатель Гейл Мур (Gale Moore) сам до последнего момента сомневался, что сможет поднять машину в воздух. "Это был первый опыт Хьюза в вертолётостроении, - признавался он на заседании Американского вертолётного сообщества в 1983 году. - Я очень надеялся, что не допущу никаких, даже самых малых ошибок. А потом, когда мы приземлились и я вышел из кабины - ко мне были прикованы сотни взглядов шокированных репортёров! Сам Хьюз также был среди них".

Уникальность вертолёта заключалась в принципе вращения ротора. Два реактивных двигателя поставляли сжатый воздух в лопасти винта, где он перемешивался с горючим и полученная смесь воспламенялась. Пламя вырывалось через сопла на законцовках лопастей, создавая реактивную тягу. При взлёте машина издавала дикий рёв, а из винта вырывались языки пламени. "Грохот, который нам приходилось слушать при взлёте напоминал залп сотен артиллерийских орудий", - рассказывал Мур. В тот день пилоту удалось не только взлететь на вертолёте, но и выполнить круг над аэродромом, всего машина провела а воздухе около 15 минут.

Изначально идея XH-17 родилась, когда правительство США заключило контракт с самолётостроительной компанией Kellett Aircraft на разработку массового вертолёта-транспортировщика военной техники. Главной задачей для машины должна была стать переброска танков через реки и болота, а для этого требовался прежде всего мощный двигатель и огромный несущий винт.

Первая модель XH-17 получила лопасти весом по 2,3 тонны каждая. Их размеры составляли в ширину 1,8 метра, а в толщину - 30 сантиметров. Общий диаметр ротора составил почти 40 метров. Взглянув на расчетные размеры несущего винта, главный инженер проекта Ник Стефано (Nick Stefano) написал коллегам: "Это просто немыслимо!" Мощности двигателей должно было хватить для раскрутки винта со скоростью 88 оборотов в минуту, за счет его огромных размеров он должен был создать достаточную подъемную силу.

В 1948 году руководство Kellett Aircraft пришло к выводу, что не сможет осилить такой проект в одиночку. Деньги подходили к концу, а работа была далека от завершения. Поиски инвестора привели к эксцентричному "Авиатору" Говарду Хьюзу, который сразу предложил выкупить всю компанию за $250 000. "Я помню, как многие из нас говорили: "Сделайте что-нибудь, чтоб компания не досталась этому парню!" - вспоминал впоследствии Стефано. - Это и не удивительно, Хьюз никогда не занимался вертолётами, а нам он был известен как создатель летающей лодки H-4 Hercules, которая взлетела лишь один раз в 1947 году".

Говард Хьюз всё же купил Kellett Aircraft и "летающий кран" стал его первым вертолётным проектом. За 30 лет существования компания выпустила несколько удачных моделей, в том числе гордость американского воздушного флота - AH-64 Apache. XH-17 повезло меньше. Его единственным пилотом так и остался Гейл Мур, который поднимался в воздух ещё несколько раз. За три года эксплуатации вертолёт налетал не более 10 часов и демонстрировал не самую высокую надёжность. Слабым местом машины оказались лопасти, которые могли развалиться в любой момент. Из-за них, Мур рисковал жизнью каждый раз, когда поднимался в воздух на XH-17, это знал и Ник Стефано, запретивший полёты в декабре 1955 года. В военном ведомстве сочли использование вертолёта слишком дорогим и не подходящим требованиям армии. Конечно, вертолет мог транспортировать танки, но расчеты показывали, что он был способен перевозить массивные грузы всего на 64 км. Проект закрыли.

За свою карьеру Гейл Мур испытал десятки летательных аппаратов, но по его собственному признанию, XH-17 “Летающий кран” был самым опасным из них.


Технические данные
Экипаж 3 человека
Длина 16,25 метров
Диаметр ротора 39,62 метра
Высота 9,17 метров
Пустой вес 12956 кг
Взлетный вес 14184 кг
Полезная нагрузка 4665 кг
Максимальная взлетная масса 19731 кг
Двигатели 2 турбореактивных двигателя General Electric J35
Максимальная скорость 145 км/час
Радиус полета 64 км
Практический потолок 3995 метров
Скорость набора высоты 8,4 м/сек
Расскажите друзьям:

Комментарии

3

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей