Горячий старт

Какие проблемы могут возникнуть при запуске авиамотора в летний период?

187
2
3
К огда в последний раз вы ехали по раскаленной летней трассе, остановились во второй половине дня около магазина, чтоб купить воды, а вернувшись обнаружили, что автомобиль не заводится? Скорее всего никогда, если только вашей машине не +25 лет.
Александр Горбунков
jetphotos.net и wikimedia.org

Любой автомобиль старше 1990 года почти наверняка оснащен системой электронного зажигания - тем цивилизованным устройством, которое позволяет завести автомобиль за три секунды в любых условиях. А в авиации другая мода, большинство самолётов не имеют подобных электронных систем (за исключением тех, что оснащены FADEC) и лишены компьютеров, контролирующих каждый аспект работы двигателя во время его запуска.

Вся ирония в том, что типичный авиационный двигатель стоит в среднем в пять раз дороже, чем 300-сильный V6 на каком-нибудь Infiniti или Lexus. Так не проще ли объединить усилия знаменитого моторостроителя и какой-нибудь знаковой авиакомпании? Не проще. В конце 1980-х немецкий Porsche и американский Mooney Airplane Company создали модель M20L на базе растянутого и модифицированного аэроплана Mooney 231 с доработанным мотором от Porsche 911.

Модели продавались из рук вон плохо и не только из-за плохого маркетинга. Дело в том, что пилоты привыкли вручную контролировать многие аспекты работы моторов, а электронный впрыск, хоть и увеличивал вероятность запуска в жаркую/холодную погоду, но дарил целый букет новых трудностей. Да и потом, американский пилот Билл Кокс (Bill Cox), летавший на этой модели один год, вспоминал как минимум двадцать проблемных случаев запуска мотора - не мало даже по сравнению с карбюраторным двигателем.

В действительности, большинство пилотов уже смирились с тем, что запуск мотора в жаркую погоду сравне сеансу черной магии во время парада планет. Даже если вы сделали всё по инструкции - это не даёт никаких гарантий. Один пилот из жаркого Финикса (штат Аризона) советовал в таких случаях не трогать настройки смеси даже после получасовой остановки, а сразу включать топливный насос для очистки топливопровода от горячих паров воздуха и запускать стартер. По его словам, двигатель должен запуститься в течение максимум 10 секунд.

Оставить двигатель закрытым - лишить себя возможности взлететь как минимум часа на 3. Даже при выключенном моторе, подкапотное пространство на солнце нагревается до 70°С

Как бы то ни было, профилактика лучше танцев с бубнами перед полётом. Есть несколько простых советов, позволяющих как минимум вдвое повысить вероятность горячего запуска мотора. Самое простое - не сбегайте из самолёта после рулёжки. Постарайтесь поставить машину боком к ветру на площадке и откройте моторный отсек. Если есть возможность поставить самолёт хотя бы носом в тень - воспользуйтесь ей. Потраченные 2-3 минуты времени с лихвой окупятся увеличенным ресурсом мотора и сохранёнными нервными клетками.

В прошлом июле один пилот рассказал, как крепил миниатюрные вентиляторы под капотом, которые обдували двигатель во время стоянки. Идея, видимо, оказалась настолько хороша, что за сезон у него украли три таких приспособления.

Каждый пилот знает, что уличная температура - не проблема для любого авиационного мотора и через 3 часа стоянки вопрос перегрева уже не актуален. Но что делать, если вы остановились на полчаса, и двигатель всё-таки не успел остыть? Если первая попытка запуска не удалась, смело следуйте правилу пилота Макса Конрада (Max Conrad): включайте секунд на 20 топливный насос, и ждите, пока он выгонит из топливопровода все испарения бензина. Да, вы создадите ситуацию перекачки топлива, но с этой проблемой можно справиться быстрее. Не трогая дроссельную заслонку, заводим двигатель долгой работой стартера. Крутить нужно не более 30 секунд, затем необходимо дать стартеру остыть пару минут. Со второй-третьей попытки мотор, скорее всего, заведется.

Есть возможность спрятать в тень весь самолёт или хотя бы моторы - воспользуйтесь ей. Потраченные пять минут времени с лихвой окупятся увеличенным ресурсом двигателя

И, наконец, не забываем, что горячий мотор - как барометр всех неисправностей. Очень часто двигатель начинает хандрить из-за неточно выверенной работы зажигания и проявляется это, в первую очередь, “на горячую”. Не поленитесь провести диагностику системы и предотвратить преждевременный износ мотора. Удачи в полётах!

Расскажите друзьям:

Комментарии

3

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей