Honda Jet: черная полоса

Один из самых прогрессивных самолётов не может пройти сертификацию

1752
1
5
Р ешившись на производство собственного бизнес-джета, руководство Honda и не ожидало, что возникнут такие трудности.
Александр Горбунков
фото производителя

О том, что первому в мире японскому бизнес-джету, созданному без участия государства суждено подняться в небо, руководство Honda объявило ещё в 1997 году. Началась разработка турбовинтового реактивного двигателя HF118 с силой тяги в диапазоне от 1000 до 3500 об/мин. Это компактный, легкий двигатель с низким уровнем выхлопов и эффективным расходом топлива.

И уже с июня 2002 года Honda начала испытания двигателя HF118 на муле Cessna Citation Jet. 3 декабря 2003 года Honda Jet совершил первый испытательный полёт. Мировой дебют самолета Honda Jet состоялся на авиашоу EAA AirVenture-2005 в г. Ошкош, штат Висконсин, США. А в 2006 году на этом же авиашоу компания Honda объявила о запуске в серийное производство самолета Honda Jet и создании отдельного подразделения Honda Aircraft Company, отвечающего за разработку и сертификацию этого самолёта

Чем же так отличается HondaJet от других бизнес-джетов своего класса. Главное внешнее отличие - крепление двухконтурных турбореактивных двигателей HF118 над крылом, а не в задней части фюзеляжа. Преимущества очевидны - тишина в салоне, так как большая часть вибраций поглощаются крыльями, а гул направлен в землю. Недостатков тоже хватало - японцам пришлось почти год испытывать сами двигатели на муле (Cessna Citation Jet) и ещё с полгода тестировать воздушные потоки в аэродинамической трубе.

Двигатели собственной разработки и композитные материалы корпуса, снизившие аэродинамическое сопротивление корпуса на 10%, принесли отличный результат. По заявлению представителей компании, авиамоторы способны обеспечить максимальную дальность полета 2037 км с крейсерской скоростью бизнес-джета равной 778 км/ч.

Однако всё шло не так гладко. В 2010 году у сертификационной комиссии FAA возникли вопросы к безопасности модели и самолёт отправили на доработку. Компания не стала разглашать все подробности неудачных испытаний с американской комиссией FAA, но можно предположить что HondaJet просто не соответствовала изначальным техническим характеристикам, заявленным в документации.

Последний двухктонтурный двигатель Honda HF120, созданный совместно с General Electric, стал виновником отказа в сертификации FAA. Тяга мотора оценивается в 0,93 тонны

В частности, в 2007 году японцы заявили, что для взлёта бизнес-джету понадобится всего 951 метр площадки, а для посадки - 762 метра. Первые же испытания показали несоответствие этих цифр действительности. Самолёт смог оторваться от земли лишь через 1219 метров после старта, а посадочная полоса превысила 914 метров. Единственный параметр, который Honda удалось удержать неизменным - дальность полёта, которая ограничивается 2185 км с аварийным запасом топлива (2593 км - максимальная).

9 мая 2013 года черная полоса для HondaJet продолжается - не проходит сертификацию новый двигатель Honda HF120, созданный совместно с General Electric. Срок исправления недочетов - конец 2014 года. Остаётся только догадываться, какими словами японцы оправдываются перед заказчиками, но официальная пресс-конференция по итогам последней сертификации назначена на 20 мая в Женеве.

Как бы там ни было, мировое авиационное сообщество продолжает с нетерпением ждать этот бизнес-джет, который обещает стать одним из самых хорошо оснащенных в мире. Необычный дизайн Honda привел к тому, что его салон на удивление просторен для самолета такого размера. Тогда как внешние размеры не отличаются от размеров других сверхлегких самолетов, в салоне HondaJet расположены 5 пассажирских кресел, отдельная туалетная комната и зона бара. В компоновке для трёх пассажиров возможна установка больших кресел, раскладывающихся в кровати.

Уоррен Гулд, бывший главный лётчик-испытатель Hawker Beechcraft, после полёта на HondaJet назвал его своим самым любимым реактивным самолётом. “Настолько лёгкого самолёта с такой простой посадкой я ещё не встречал” - заключил Гулд. Наверное, такие комментарии должны успокоить заказчиков HondaJet, которые находятся в ожидании уже три года. Honda и сейчас принимает заказы на свой самолёт, стоимость которого начинается от $4,5 млн.


Характеристики
Дальность (км) 2 593
Крейсерская скорость (км/ч) 777.8
Максимальная высота полета (м) 13 000
Максимальный взлетный вес (кг) 4 173
Высота салона (м) 1.51
Длина салона (м) 5.43
Максимальное число пассажиров 6
Оптимальное число пассажиров 3-5
Ширина салона (м) 1.52
Высота (м) 4.03
Длина (м) 12.71
Размах крыла (м) 12.15
Стоимость $4,5 млн

Расскажите друзьям:

Комментарии

5

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей