Эволюция нижегородской полуторки

Легкие грузовички и маршрутки «ГАЗель» давно стали неотъемлемой частью любого российского города

1162
1
4
С момента запуска их серийного производства в 1994 году на Горьковском автозаводе выпущено более 1,8 млн. «ГАЗелей» первого поколения, и спрос на эти автомобили в некоторых сегментах рынка пошел на спад. Для того, чтобы не потерять свою рыночную долю ГАЗ разработал новое поколение нижегородской полуторки, получившее имя «ГАЗель Next».
Сергей Мочалов
фото автора и «Группы ГАЗ»

Взгляды и предпочтения

Для того чтобы понять, какой бы хотели видеть новую «ГАЗель» ее создатели – достаточно взглянуть на европейских конкурентов в сегменте LCV, где уже давно «царствуют» несущий кузов, передний привод, независимая передняя подвеска и более компактное – поперечное – расположение силового агрегата.

А для того, чтобы понять – какая «ГАЗель» нужна российским перевозчикам, президент «Группы ГАЗ» Бу Андерссен в сопровождении конструкторов, провел несколько встреч с наиболее активными «форумчанами» обширного Интернет-сообщества «ГАЗель-Клуб». На этих встречах, перевозчики настаивали на том, чтобы будущая «ГАЗель» сохранила свои основные конкурентные преимущества – выносливую рамную конструкцию, простоту в обслуживании и ценовую доступность.

Второе поколение легкого коммерческого автомобиля «ГАЗель» заметно прибавило в габаритах и управляется не хуже легковушки

И эти требования вполне оправданны, особенно если взглянуть на неутихающую популярность нынешней «ГАЗели Бизнес», которая без преувеличения является бестселлером рынка стран СНГ в сегменте легких коммерческих автомобилей на протяжении всех 19 лет своего существования.

С 1994 года семейство описываемых автомобилей претерпело три серьезных модернизации, что отсрочило моральное устаревание семейства, но не вывело его на уровень технического совершенства западных конкурентов. Не шло на пользу семейству и то, что средняя стоимость авто неумолимо возрастала и на сегодня, подошла к психологической отметке в 600 000 рублей, когда покупатель уже невольно задумывается о чуть более дорогой иностранной альтернативе, или о более доступных «китайцах».

Понимая это, а также то, что новинку никак не получится сделать дешевле нынешнего авто, на ГАЗе пришли к окончательному выводу, что будущее семейство должно максимально сохранить преимущества нынешней «ГАЗели», но и не выглядеть на фоне конкурентов – безнадежно устаревшей конструкцией.

В марте 2013 года состоялся пуск производства нового поколения автомобиля «ГАЗель Next». Это совершенно новый автомобиль с большей во всех направлениях кабиной, переработанной рамой, независимой передней подвеской и комфортабельным салоном.

Сколь бы глобальными не были изменения конструкции авто, его производство организовано параллельно с «ГАЗелью» первого поколения – уникальная гибкость конвейера. Причем, машины поколения «Бизнес» и Next не просто идут вперемешку по линии сборки, но и унифицированы на предшествующих этому этапах штамповки, сварки и окраски.

На первых порах, семейство «ГАЗель Next» представлено лишь версией ГАЗ-А21R22 грузовое шасси (грузоподъемностью 1600 кг) и бортовой автомобиль (г/п 1400 кг) в двух исполнениях по длине колесной базы. Ближе к осени запланирован пуск производства 19-местной маршрутки с каркасным кузовом, в следующем году – цельнометаллический фургон, микроавтобус и минивэн на его базе. Также, в планах горьковского автозавода значится создание утяжеленных версий Next’а полной массой 5 тонн. Пока же высшая планка полной массы для семейства «ГАЗель» не превышает 3,5 тонн.

Конструктивно

В своей основе «ГАЗель Next» - это полноценный грузовик, все узлы и агрегаты которого крепятся на стальную раму, аналогичную той, что применяется на машинах первого поколения «ГАЗель Бизнес». Совершенно новая, увеличенная в размерах кабина потребовала удлинения передней части рамы на 240 мм, а новая независимая передняя подвеска – усиления ее лонжеронов. К сожалению, ГАЗ не пошел на создание полностью новой рамы с одинаковым сечением лонжеронов, а потому, чтобы удлинить или укоротить колесную базу на автозаводе пользуются «дедовским» способом: распиливают раму и вставляют куски лонжеронов.

Передняя независимая подвеска 2-рычажной конфигурации – оригинальная разработка конструкторов ГАЗа. По схеме она аналогична «Соболевской», но усилена, а над ее ходовыми настройками потрудились западные специалисты.

Задний мост перешел с «Бизнеса» на Next практически без изменений: в его недра установили более долгоиграющие подшипники, да поставили новые колесные диски. Малолистовые эластичные рессоры, сменили в задней подвеске прежнюю 5-листовую конфигурацию. Перенесли и крепление амортизаторов. Лучшую устойчивость на ходу обеспечивают передний и задний стабилизаторы поперечной устойчивости.

«ГАЗель Next» оснащена передними дисковыми тормозными механизмами, увеличенного, по сравнению с «Бизнесом», диаметра. А вот системы ABS пока не предлагается даже в качестве опции. В данный момент система находится в процессе адаптации, и появится на полуторке не раньше июля.

Аналогичным образом обстоят дела с перспективной 6-ступенчатой механической коробкой передач. На время ее адаптации, Next комплектуется уже известной по «Бизнесу» 5-ступенчатой коробкой с «кочергой» на полу. Новая коробка избавится от этого анахронизма и будет щеголять аккуратным рычагом-джойстиком, торчащим из прилива на передней панели.

Нерешенным остается только вопрос с линейкой предлагаемых для Next’а моторов. Пока автомобили нового семейства безальтернативно комплектуются турбодизелем Cummins ISF 2,8 (120 л.с.), с 2010 года устанавливаемого на «ГАЗель Бизнес». Летом 2013 года появятся двигатели работающие на газовом топливе (пропан/бутан или метан). К осени на ГАЗе определятся и с бензиновым агрегатом. Пока не известно будет ли это отечественный или импортный двигатель, но на пресс-конференции представители Горьковского автозавода дали явно понять, что уходящий корнями к мотору ГАЗ-21 двигатель УМЗ-4216 в качестве претендента не рассматривается. Но ставить крест на Ульяновском моторном заводе не стоит, так как у моторостроителей с родины Ильича, в арсенале есть вполне современная разработка – 2,5-литровый 4-цилиндровый бензиновый мотор УМЗ-249, и время чтобы довести его до ума до осени еще есть.

В марте 2013 года началось серийное производство базового шасси «ГАЗель Next» ГАЗ-А21R22, которое выходит с завода с двумя исполнениями длины колесной базы. На заводе же устанавливается алюминиевая бортовая платформа вмещающая 5 европаллет в стандартном исполнении и шесть в удлиненном.

Испытано пургой!

Проехав первые метры в новой «ГАЗель Next» по заснеженной трассе Нижегородского Кольца, сразу после «Бизнеса», отчетливо чувствуешь возросшую жесткость подвески. Но это не зубодробительная тряска, а вполне умеренная упругость позволяющая развивать на бездорожье 60-80 км/ч, не выпадая из сиденья, хотя не оно, ни кабина не имеют собственного подрессоривания. В этом заслуга новой независимой подвески, имеющей схему аналогичную «Соболевской», но с более мощными пружинами и рычагами.

Еще одно ощутимое отличие Next’а от прежней «ГАЗели» на ходу – идеальное следование заданной траектории даже на бездорожье. Прежняя «ГАЗель» не могла похвастать этим даже на ровном шоссе и водителю на скоростях за 80 км/ч постоянно приходилось отлавливать рыскающую машину. Избавиться от этого эффекта на Next позволил новый реечный рулевой механизм ZF и таже независимая передняя подвеска.

Динамичная проходка NRing’а выявила еще одну отличительную особенность Next’а по сравнению с прежними машинами: за счет расширенной передней колеи и двух стабилизаторов поперечной устойчивости у бортовой машины практически отсутствуют боковые крены и продольная раскачка. Прежняя «ГАЗель» в этой дисциплине не выдерживает никакой критики.

Также порадовал в меру «бойкий» дизельный двигатель Cummins ISF 2,8 (120 л. с.), безальтернативно предлагающийся к новой «ГАЗеле». Он позволяет начинать движение со второй передачи и не досаждает своим шумом даже на высоких оборотах, чего не скажешь об ульяновском бензиновом моторе УМЗ-4216, который является основным для «ГАЗели Бизнес». Бензиновый мотор, уходящий корнями к ГАЗ-21 уже на 2,5-тысячах оборотов создавал в салоне машины неприятную шумовую завесу. Другой бедой ульяновского мотора была предрасположенность к перегреву, чего абсолютно лишен новый дизель Cummins. Единственное, чего не хватало для полностью уверенного прохождения трассы «Нижегородское кольцо», это штатной антиблокировочной системы тормозов. Ее адаптацией и настройкой заводские специалисты занимаются в данный момент, а серийно устанавливать ABS на «ГАЗель Next» начнут с середины лета.

Перспективный 19-местный каркасный автобус, с оригинальным кузовом, при полной загрузке будет выходить за 3,5-тонный предел полной массы, а значит у «ГАЗели Next» появятся более тяжелые модификации

В заключение, несколько слов о цене. Сегодня, базовую «ГАЗель Бизнес» со стальной бортовой платформой можно купить за 525 тысяч рублей. За эти деньги, перевозчик получает «пустую» машину с не самым экономичным бензиновым мотором УМЗ. В тоже время, новая «ГАЗель Next» при стартовой цене от 724 тысяч комплектуется кузовом с алюминиевыми бортами, электростеклоподъемниками, дизельным двигателем Cummins, круиз-контролем, кондиционером и борткомпьютером. Плюс ко всему заводская гарантия распространяется на три года эксплуатации или 150 000 километров! Недешево? Но примите во внимание тот факт, что ближайшие импортные аналоги, как минимум на 200 тысяч рублей дороже. Вывод прост: «ГАЗель Next» на сегодня лучший коммерческих автомобиль по соотношению «цена-качество».

Расскажите друзьям:

Комментарии

4

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей