ГАЗ-67 - первый советский джип

ГАЗ-67 - первый советский джип

Советский ответ американскому «Виллису», или прадед современного УАЗа

692
2
1
В конце января 1941 года Нарком среднего машиностроения Вячеслав Малышев вызвал к себе конструктора Горьковского Автомобильного Завода Виталия Грачева. Нарком показал ему американский журнал, в котором рассказывалось о новом дешевом в производстве легковом армейском вездеходе.
Сергей Мочалов
Фото: 1zoom.ru

Грачев получил задание разработать и построить для нужд Красной Армии машину с аналогичными характеристиками и габаритами. На все работы от проектирования до создания отводилось лишь полтора месяца. Одновременно на конкурсной основе разработку подобной машины поручили и Научному автотракторному институту. Результатом работ стали опытные образцы, которые представили в Кремле уже 22 апреля 1941 года. Одной из этих машин суждено было стать прообразом первого советского джипа.

Опыт зимней войны с Финляндией показал, что Красная Армия нуждается в недорогом и надежном автомобиле высокой проходимости. В первую очередь, он требовался среднему командному составу, штабным и связным службам, разведгруппам, а также для буксировки легких орудий. В Советском Союзе в 30-ых годах попытки создать легкий армейский многоцелевой вездеход предпринимались неоднократно. Особых успехов в этом деле достиг талантливый горьковский конструктор Виталий Грачев, его ранние экспериментальные разработки демонстрировали выдающиеся для своего времени показатели проходимости.

В 1936 году Грачев создал ГАЗ-21. Это была трехосная машина с дополнительными катками под днищем и задней ведущей балансирной тележкой. По результатам испытаний в конце 1937 года было принято решение о запуске автомобиля в серийное производство. Но конструктор понимал, что у современного армейского вездехода ведущими должны быть все колеса. Грачеву удалось добиться от высшего руководства страны разрешения на разработку другой машины. Новый полноприводный автомобиль получил обозначение ГАЗ-61. Он вышел на испытания 10 июня 1939 года. Вездеход легко забирался на 40-градуснные подъемы, преодолевал метровый брод. ГАЗ-61 предполагалось использовать для обслуживания высшего командования и в качестве тягача противотанковых пушек. Однако конструкция этого выдающегося по своим техническим характеристикам автомобиля была достаточно трудоемкой, о его крупносерийном производстве говорить не приходилось. На роль легкого общеармейского средства передвижения должная была претендовать более подходящая машина. Техническое задание на ее производство и было выдано ГАЗу и Научному Автотракторному институту в конце января 41-го. Причем Нарком Малышев настоял, чтобы по своим размерам будущие машины не отличались от американского «Бантама», который был представлен в качестве желаемого примера. Его узкая колея могла составить сложности в эксплуатации, но тогда никто перечить Малышеву не решился.

На «ГАЗе» к работам приступили 3 февраля. Всего за 51 день под руководством Виталия Грачева был спроектирован и построен первый опытный образец, который получил обозначение ГАЗ-64. В конструкции были использованы проверенные узлы и агрегаты ГАЗ-61. В начале апреля собрали вторую машину, что было одним из условий конкурса. В научном автотракторном институте (НАТИ)обе машины были готовы второго апреля. Они получил обозначение АР-НАТИ, АР расшифровывается, как автомобиль-разведчик. Машины были созданы на высоком техническом уровне, необходимая по техзаданию большая степень унификации с серийными узлами и агрегатами накладывала некоторые ограничения, но несмотря на это конструкция АР-НАТИ была полностью рассчитана на прочность, жесткость, устойчивость и выносливость. 22 апреля новые машины были показаны высокому начальству, а после этого автомобили были отправлены на сравнительное испытание на полигон под Москвой, в ходе которых выяснилось, что ГАЗ был в большей мере готов к серийному производству.

Создатели ГАЗ-64 талантливо и максимально эффективно использовали готовые узлы и детали действующего производства. Поэтому очень быстро удалось наладить серийную сборку и первые машины сошли с конвейера уже в конце августа. Всего до конца 1941 года был выпущено 600 автомобилей.ГАЗ=64 вызвал к себе интерес в войсках – подобной машины на вооружении Красной Армии еще не было. Она нашла свое применение, как легкий многоцелевой грузовик и быстроходный артиллерийский тягач, способный при любых дорожных условиях уверенно буксировать 45-миллиметровую противотанковую пушку. Кроме того, как и предполагалось, ГАЗ-64 использовался в качестве штабной и командирской машины. В августе 1941 года производство легковых автомобилей на «ГАЗе» было практически свернуто в пользу более необходимых фронту грузовиков. Единственной легковой моделью оставался ГАЗ-64, но в 1942 году его выпуск был значительно сокращен. Дело в том, что на базе ГАЗ-64 по инициативе заводских конструкторов приняли решение создать легкий бронеавтомобиль, отвечающий современным тактико-техническим требованиям. Идея была одобрена вышестоящим начальством и конструкторы «ГАЗа» во главе с Виталием Грачевым взялись за работу. В роли наглядного пособия был изучен немецкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.221, который достался нашим войскам в качестве трофея.

Советская бронемашина получила обозначение БА-64. Ее цельносварной корпус имел весьма рациональные формы – углы наклона и толщина броневых листов были подобраны самым тщательным образом. Для повышения живучести автомобиля был до предела уменьшен внутренний объем, но при этом внутри корпуса удалось разместить все необходимое. Колеса были заполнены губчатой резиной и не боялись пробоев. В полноповоротной башне установили пулемет ДТ, который мог использоваться для стрельбы как по воздушным, так и по наземным целям. Экипаж автомобиля состоял из двух человек. 24 апреля 1942 года с конвейера сошли первые образцы БА-64. По сравнению с другими броневиками, которые стояли на вооружении Красной Армии, полноприводный БА-64 выигрывал по проходимости и стал надежным средством передвижения в боевой обстановке. Уже через несколько месяцев эти машины приняли участие в боевых операциях Брянского и Воронежского фронтов, а позднее и под Сталинградом.

Основным недостатком при эксплуатации как БА-64, так и ГАЗ-64 была узкая колея, которая доставляла немало хлопот механику водителю. Поэтому осенью 1942 года был построен опытный образец броневика с широкой колеей, но его запуск в серию задержался на один год из-за бомбежек, которым подвергся Горьковский Автомобильный Завод.

ГАЗ-67

Всего за годы войны на службу в Красную Армию поступили более 8 тысяч БА-64, различных модификаций. Эта колесная боевая машина оказалась самой легкой и маневренной среди всех броневиков воюющих стран. Осенью 1943 года широкие мосты стали устанавливать и на ГАЗ-64, который после модернизации получил индекс 67. Всего с 41 по 45 годы было выпущено около 5 тысяч ГАЗ-67 различных модификаций.

Полноприводный автомобиль ГАЗ-67, технические характеристики:

Число мест: 4
Мощность двигателя: 54 л.с.
Максимальная скорость: 90 км/ч
Расскажите друзьям:

Комментарии

1

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей