ГАЗ: генофонд отечественного автомобилестроения

Прародитель советских автозаводов

702
0
0
С Среди российских автомобилистов распространена нелестная оценка отечественного автопрома. Мол, не было у нас нормальных авто, а те что были – целиком скопированы с зарубежных образцов…
Сергей Мочалов
Фото автора и компании-производителя

Самокритика дело полезное, но из-за нее у наших детей формируется ошибочная точка зрения, что в СССР не было своего автопрома. Попробуем восстановить справедливость, рассмотрев богатейшую историю Горьковского автозавода.

Фактов сотрудничества нижегородских автомобилестроителей с западными компаниями не мало:

    — 1929 год – ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключают соглашение об организации производства автомобилей Ford-А и Ford-АА в Нижнем Новгороде;
    — 1941-1945 гг. – Горьковский автозавод собирает автомобили и военную технику, приходящую в СССР по ленд-лизу из США;
    — 1998 год – ГАЗ останавливается в шаге от начала производства на своих мощностях автомобилей FIAT;
    — 2006 год – «Группа ГАЗ» приобретает английского производителя малотоннажников LDV Group и приступает к сборке в Нижнем Новгороде фургонов и микроавтобусов Maxus из английских SKD комплектов;
    — 2008 год – покупка у концерна DaimlerChrysler производственной линии по выпуску легковушек Chrysler Sebring;
    — 2011-2013 гг. – запуск на ГАЗе производства автомобилей марок Skoda, Volkswagen и Chevrolet;
    — 2013 год – подготовка к производству европейских малотоннажных фургонов Mercedes-Benz Sprinter…

Но прежде, чем упрекать ГАЗовцев в преклонении перед западными компаниями, давайте вспомним: разве западные производители не сотрудничают друг с другом (взять к примеру автомобили-близнецы разных марок, использование одной платформы для десятков разных моделей, широкое заимствование моторов и пр.). Копирование внешности удачной модели на рынке еще более распространено среди ведущих мировых автопроизводителей. И это не считается зазорным, потому как машины создаются в модном и востребованном потребителями стиле, и чтобы не тратится на разработку нового стиля, все подтягиваются к лидерам каждого сегмента.

Главная проходная Горьковского автомобильного завода, вступившего в строй в январе 1932 года и к сегодняшнему моменту выпустившего более 18 миллионов автомобилей

Важно понять, что советский автопром, и ГАЗ в частности, не копировали бездумно импортные аналоги, что, кстати, распространено в Китае. Отечественные конструкторы если и использовали удачные технические и дизайнерские решения иностранцев, то обязательно адаптировали их к российским условиям эксплуатации. И в истории Горьковского автозавода есть множество примеров создания внешне похожих на импортные, но полностью отличающихся по технической начинке моделей.

Нижегородский автомобильный завод – НАЗ (а именно так предприятие называлось вплоть до переименования в 1932 году Нижнего Новгорода в город Горький) вступил в строй 1 января 1932 и в этом же году с его конвейера сошёл первый 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА (с 1933 года – ГАЗ-АА). В декабре того же года началась сборка легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым 5-местным кузовом «фаэтон».

Первенец Горьковского автозавода – «полуторка» ГАЗ-АА, на почетном постаменте перед заводоуправлением ГАЗа. Сборка российских аналогов Ford-AA в селе Монастырка под Нижнем Новгородом началась в 1929 году, а серийное производство стартовало в январе 1932-го

Сочетая фордовские патенты с поиском и внедрением собственных решений, конструкторы ГАЗа создали обширное семейство оригинальных серийных моделей и модификаций на базе легковушки ГАЗ-А и полуторки ГАЗ-АА. По сравнению с Фордом, у российских машин полностью переработана подвеска, модернизирован двигатель, заново спроектирована бортовая платформа. В разобранном виде ГАЗы поставлялись на столичный завод им. КИМ, где была налажена их отверточная сборка. Вскоре, этот завод превратится в широко известного советского производителя автомобилей «Москвич».

Мелкосерийный пикап на базе «Эмки» – М-415 был навеян советским конструкторам аналогичным легким грузовичком из США на базе модели Ford тип B

17 апреля 1935 года, с конвейера Горьковского завода сходит стотысячный автомобиль, коим становится ГАЗ-А. То есть ГАЗ оказывается первым автомобилестроительным предприятием в стране, выпустившим 100-тысячный автомобиль. К 1938 году с конвейера ГАЗа в сутки сходит уже на пятьдесят автомобилей больше (250 единиц), чем на заводах Форда.

В годы Великой Отечественной войны (ВОВ) предприятие было целиком переориентировано на выпуск военной техники. В 1943 году только за месяц, с 4 по 22 июня, германская авиация бомбила ГАЗ семь раз. Серьёзные разрушения получили 50 корпусов и зданий. Прервалось поточное производство. 35 тыс. ремонтников, монтажников и строителей, работая по 18-19 часов в сутки, восстановили завод за 100 дней. Однако изготовление и сдача войскам легкого танка Т-70 не прекращались ни на день.

Легендарный послевоенный труженик народного хозяйства 75-сильный ГАЗ-51, при рекомендуемой заводом-изготовителем грузоподъемности 2,5-тонны реально возил до 6 тонн

По окончании ВОВ на заводе была проведена работа по замене всего довоенного модельного ряда, разработка которого была начата частично до войны и активно возобновилась в 1943-1945 гг. Уже в первом послевоенном 1946 году в серию пошли знаменитый седан «Победа» ГАЗ-М20 и 2,5-тонный грузовик ГАЗ-51. Доказательством оригинальности разработки «Победы» служит тот факт, что она стала первым в мире (!) серийным авто с понтонным типом кузова.

В 1948 году освоен полноприводный грузовик ГАЗ-63, а в 1950-м с конвейера начал сходить представительский седан большого класса ГАЗ-12 «ЗИМ». В тот же период начинается серийное производство бронетранспортера БТР-40 (ГАЗ-40), заложившего производственную основу для нынешнего «Арзамасского машиностроительного завода».

Первый грузовой вездеход марки ГАЗ – ГАЗ-63 по конструкции был широко унифицирован с базовым автомобилем семейства – заднеприводным ГАЗ-51

В 1953—1954 годах было освоено производство джипов ГАЗ-69 и ГАЗ-69А (в 1955—1956 годах переданных на Ульяновский автомобильный завод – УАЗ), а также первого в мире (!) комфортабельного внедорожника с несущим кузовом ГАЗ-М-72 на агрегатах ГАЗ-69.

В 1957 году на конвейер ГАЗа встает элегантная и прогрессивная для своего времени легковушка ГАЗ-21 «Волга», внешне выполненная в духе американских дредноутов.

Представитель третьего поколения грузовиков – 4,5-тонный ГАЗ-53. Машина оснащалась бензиновым V8, развивавшим 116 л. с.

В 1960-е завершается обновление линейки грузовых автомобилей. Вставшие на конвейер ГАЗ-52 (1961), ГАЗ-53 (1961) и ГАЗ-66 (1964) формируют третье поколение грузовых автомобилей ГАЗ. Полноприводный грузовик двойного назначения ГАЗ-66 стал первым автомобилем в СССР, удостоенным Государственного знака качества.

За успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей для народного хозяйства в 1971 году автозавод ГАЗ награжден орденом Ленина.

Один из лучших вездеходов «всех времен» – полноприводный ГАЗ-66, по сей день находящийся на вооружении более чем 40 армий мира

В марте 1981 года с конвейера завода сходит 10-миллионный автомобиль ГАЗ.

В 1980-е годы, руководствуясь правительственной программой дизелизации, ГАЗ начинает работу над грузовиком четвертого поколения и дизельным двигателем для него. В 1984 году был собран первый грузовой автомобиль ГАЗ-4301 с дизельным двигателем воздушного охлаждения, самостоятельно разработанным специалистами автозавода.

Ближе к двухтысячным годам на смену ГАЗ-66 пришел капотный ГАЗ-3308 «Садко». Основа от «шишиги» не помогла капотному грузовику снискать популярность своего прародителя

В 1989 году на волне перестройки на заводе начинаются инициативные работы по созданию малотоннажного грузовика полной массой до 3,5 тонн для нужд зарождающегося малого бизнеса. «Полуторка» дополнила уже производящийся с 1989 года переходный от третьего к четвертому поколению грузовик ГАЗ-3307.

После распада СССР промышленность Российской Федерации погрузилась в глубокий системный кризис. ГАЗ одним из первых пытается адаптироваться к новым рыночным условиям. В ноябре 1992 года Горьковский автомобильный завод преобразовывается в акционерное общество открытого типа. Первым президентом ОАО «ГАЗ» избирается Н. А. Пугин.

Перспективное семейство автомобилей «ГАЗель Next» еще только готовится к серийному производству. Из нововведений: широкая кабина с современным интерьером, дизельный двигатель Cummins, независимая передняя подвеска

С начала 1990-х среднетоннажные грузовики теряют массовый рынок и уже не обеспечивают полной загрузки мощностей. Зато появившийся в июле 1994 года малотоннажный грузовик «ГАЗель» полной массой 3,5 т и разработанное на его базе семейство коммерческих автомобилей на долгие годы вперед становится самой востребованной малотоннажной серией в классе LCV. Первый миллион «ГАЗелей» был выпущен спустя 11 лет.

В декабре 1995 года с конвейера сходит 15-миллионный автомобиль ГАЗ.

В 1990-е годы ГАЗ разворачивает сотрудничество с мировыми производителями оборудования и автокомпонентов, таких как Lucas (тормозные системы), Ingersoll-Rand (автоинструмент), Haden (окрасочные комплексы), CZ (турбокомпрессоры для дизелей), Bosch (электрооборудование), Lear (автосиденья) и прочими.

В ноябре 2000 года контрольный пакет ОАО «ГАЗ» приобретает компания «Базовый элемент», Олега Дерипаски. В 2001 году ОАО «ГАЗ» входит в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто», который в результате кардинальной реструктуризации 2005 года преобразован в холдинг «Группа ГАЗ», где ГАЗу отводится роль головного предприятия. Специализация ОАО «ГАЗ» по выпуску лёгких и средних коммерческих автомобилей сохраняется.

Новый взгляд ГАЗа на городскую «маршрутку»: в 19-местной «ГАЗель Next» по салону можно ходить не пригибаясь, да и уровень безопасности тут повыше

На сегодня «Группа ГАЗ» занимает 7-е место в мире по выпуску лёгких коммерческих автомобилей.

В 2005 году предприятие осваивает серийный выпуск нового семейства низкорамных среднетоннажных грузовиков ГАЗ-3310 «Валдай», а общее оживление экономики повысило спрос и на традиционные среднетоннажные грузовики ГАЗ-3307, 3309 и ГАЗ-3308 «Садко».

Если доля ООО «ГАЗ» в производстве LCV и микроавтобусов в стране приближается к 60%, то в производстве легковых автомобилей падает до нуля, вместе со сходом последней Volga Siber в 2010 году. Однако в перспективе предприятие намеревается вернуться в легковой сегмент за счет сборки иностранных брендов Chevrolet, Volkswagen и Skoda.

Производство легковых моделей собственной разработки в ближайшее время не предполагается, но, так или иначе, производитель закрепил за собой право на использование брендов «Волга», «Чайка» и некоторых других. Следующую страницу в развитии предприятия откроет новое поколение легких коммерческих автомобилей «ГАЗель-Next», разработанное с использованием уникальных технологий прототипирования, аналогов которым нет в отечественном автопроме. Пуск серийного производства нового поколения «полуторки» намечен на март 2013 года.

Кстати, в октябре 2011 года с конвейера ГАЗа сошел 18-миллионный автомобиль, а всего с момента основания предприятие выпустило более 150 моделей и модификаций грузовых и легковых автомобилей.

История ГАЗа, показывает, что именно благодаря столь тесному взаимодействию ГАЗа с иностранцами, у автозавода появилось немало собственных ярких разработок, воспиталось несколько поколений талантливых конструкторов, и что тоже немаловажно – завод смог выжить в условиях рыночной экономики, и сегодня продолжает успешно развиваться.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей