Грузовые новинки отечественного автомобилестроения

Столичная выставка «Строительная техника и технологии» для большинства постсоветских производителей грузовых автомобилей является «домашней»

4282
2
6
У частие в ней с красивыми стендами и многочисленными новинками делает честь не только самому заводу-производителю, но и России, как автомобильной державе в целом, так как СТТ посещают многочисленные зарубежные делегации, получающие представление об автомобилестроении в России только посредством таких выставок.
Сергей Мочалов
фото автора

На «СТТ’2013» честь отечественной и постсоветской промышленности защищали такие заводы, как ГАЗ, КАМАЗ, Урал, Тонар, а из представителей СНГ – МАЗ и МЗКТ. Очень жаль, что финансовые трудности помешали Заводу имени Лихачева и Кременчугскому автозаводу, принять участие в самой представительной российской выставке. Выставка СТТ в максимальной степени практичная, а потому, любой экспонат со стендов компаний можно купить прямо в дни проведения выставки. Пользуясь этой логикой, крупные автопроизводители и изготовители спецтехники стараются привести на СТТ побольше серийной продукции, которую можно было бы в любой момент продать. Это явление можно назвать выставочным прагматизмом, который в последние годы все больше присущ машиностроителям из СНГ.

Компания «РусКомТранс» увеличила проходимость «ГАЗели Бизнес» за счет установки мобильных гусеничных движителей

Тем ценнее было наблюдать на стенде небольшой российской компании «Тонар» перспективные образцы продукции, тогда как такие гиганты, как ГАЗ, КАМАЗ и Урал, не демонстрировали принципиально новых разработок.

Подмосковный завод «Тонар» стал известен благодаря производству уникальной прицепной продукции, создаваемой по индивидуальным заказам российских клиентов. В основном это полуприцепы-самосвалы повышенной грузоподъемности с оригинальными механизмами разгрузки.

На выпуск собственных грузовиков в компании «Тонар» решились в самый разгар экономического кризиса, когда перевозчики требовали от подмосковной компании подобрать им не только подходящий полуприцеп, но и найти под него соответствующий тягач по умеренной стоимости. С ростом грузоподъемности полуприцепов, подобрать такой тягач становилось все сложнее, и «Тонар» создал линейку своих собственных грузовиков. В них немало заимствованных агрегатов (кабина типа MAN F-серии, двигатель ЯМЗ-650, КПП и мосты Shaanxi), но кузова, рамы, оси и многие другие элементы, компания делает сама. Примеры таких машин, но уже нового поколения компания продемонстрировала на СТТ: это новый седельный тягач Тонар-6428 с колесной формулой 6х4 и самосвал Тонар-652801 (8х6).

Последний, примечателен необычной колесной формулой 8х6, которая скрывает и оригинальное конструктивное исполнение задней подвески: тут, как и у полуприцепов – отдельная подвеска для каждой оси. Пусть это не способствует проходимости на бездорожье, зато делает управление машиной на шоссе более комфортным, а ведь именно автодороги – основная среда обитания этих самосвалов, рассчитанных на 30 тонн груза и максимальной нагрузкой на ось менее 10 тонн. Объем кузова с боковой разгрузкой составляет 24 куб. м.

Уникальная особенность представленного тягача: система подсыпки песка перед ведущими осями, представляющая из себя емкость с системой подогрева. Нечто похожее применялось железнодорожниками Европы в гористой местности в 19 – начале 20 вв. для преодоления обледеневших подъемов, вот только песок подавался не автоматически, а помощником машиниста, сидящим на передке паровоза.

Оригинальную разработку на СТТ’2013 также привезла компания «Чайка-Сервис». Компания демонстрировала не просто новую спецнадстройку на базе стандартного грузовика, а новый грузовой автомобиль, базирующийся на агрегатах среднетоннажников Горьковского автозавода, но с оригинальным капотом и передними крыльями, а также собственным именем «Тайга». История появления машины такова: 90% заказчиков нижегородской «Чайки», покупавшие спецмашины на базе ГАЗ-3308/33081, высказывали нарекания в адрес морально устаревшей и аскетичной кабины «Садко». А поскольку аналогов у нижегородского вездехода не по цене, не по универсальности нет, «Чайка-Сервис» решилась вложится в модернизацию востребованного шасси.

Оригинальный грузовик «Тайга» от «Чайки-Сервис» на базе шасси ГАЗ-3308 «Садко» с кабиной от «ГАЗель Бизнес» и оригинальным капотом

В итоге получился осовремененный полноприводный грузовик капотной компоновки, на 98% унифицированный с прочей продукцией Горьковского автозавода. Оригинальный капот, оперение, крылья и бампер выполнены из пластика. Из оригинальных «внутренностей» можно выделить измененный механизм крепления кабины, часть электропроводки и элементы управления двигателем.

Примечательно, что «Чайка-Сервис» применила на «Тайге» более современную и вместительную кабину с интерьером от «ГАЗель-Бизнес», а не от «Валдая» в салон которого выступал моторный кожух. Под капотом – 3,8-литровый дизель Cummins ISF развивающий 150 л. с.

Эта разработка никогда не станет серийной, и все же ее ручная сборка ведется заводом «Чайка-Сервис» и ежемесячно хотя бы одна «Тайга» покидает экспериментальный цех нижегородской компании. Представители «Чайки» признаются, что спрос на новинку будет существовать ровно до тех пор, пока Горьковский автозавод не запустит в серию новое поколение своих грузовых вездеходов «Ермак».

Раз уж речь зашла о продукции Горьковского автозавода, то отметим, что на «СТТ’2013» ГАЗ отметился новыми спецнадстройками на шасси «ГАЗель Next»: это самосвал, бортовой автомобиль с КМУ и автовышка.

Помимо новинок на базе «Next», на стенде Горьковского автозавода были представлены 15-местный вахтовый автобус из сэндвич-панелей с утеплителем на базе полноприводного автомобиля ГАЗ-33088 «Садко» и сервисная мастерская на базе «Соболя Бизнес» с новой схемой полного привода и блокировкой дифференциала заднего моста ELocker. Отличительными особенностями новой трансмиссии стал подключаемый полный привод, карданные валы с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС), блокируемый дифференциал заднего моста ELocker.

До появления машины с модернизированной трансмиссией, потенциальные покупатели полноприводных минивэнов и микроавтобусов не делали свой выбор в пользу «Соболя» из-за устаревшей конструкции: не отключаемый полный привод и жесткие передние мосты на рессорной подвеске делали эксплуатацию «Соболя 4х4» не комфортной и не экономичной. Отныне, когда полный привод можно подключать лишь при необходимости, а также при более комфортной пружинной подвеске – «Соболь» может стать любимчиков охотников и рыболовов. Примечательно, что сегодня ГАЗ параллельно выпускает обе версии «Соболей» с постоянным и подключаемым полным приводом.

Другой российский производитель вездеходов, который также входит в «Группу ГАЗ» – автозавод «Урал» представил на СТТ полноприводные бескапотные автомобили и спецтехнику, укомплектованные двигателями семейства ЯМЗ-530 «Евро-4»: гидроподъемник на базе шасси «Урал-43206», седельный тягач «Урал-44202-3511-80» с краново-манипуляторной установкой, бортовой бескапотный «Урал-4320-3171-78» с краново-манипуляторной установкой и вахтовый автобус «Урал-32552-3013-80».

Примечательно, что несмотря на нетипичный для грузовых автомобилей из Миасса бескапотный облик, все перечисленные индексы моделей прежде относились к капотным грузовикам. Все дело в том, что АЗ «Урал» пошел на хитрость, и разом «убил двух зайцев». Во-первых, сохранение прежней индексации моделей позволяет заводу не проводить долгую и дорогостоящую сертификацию новых моделей, а во-вторых, потребителям, уже знакомым с уральской продукцией будет проще ориентироваться в модельном ряде по прежним индексам. Ну и кроме всего прочего, АЗ «Урал» по-прежнему работает на оборонный сектор страны, где в почете машины с капотной компоновкой. Следовательно, «Уралу» проще выпускать одинаковые шасси с разными кабинами для военных и гражданских заказчиков.

Несмотря на отсутствие грузовых новинок на стенде автогиганта из Набережных Челнов – ОАО «КАМАЗ», все же стоит отдать должное отличной организации их экспозиции. КАМАЗ последние пару лет практикует следующую концепцию создания своей экспозиции: это сборная солянка из камских шасси с установленными на них разнообразными спецнадстройками сторонних производителей. Более того, КАМАЗ не просто приглашает своих партнеров производителей спецнадстроек выставиться на своем стенде, но и умудряется очень успешно продавать эти места. Таким образом, у КАМАЗа получается очень насыщенный стенд с представительствами своих партнеров, таких как производитель кузовов и прицепов НефАЗ, установщиков импортных спецнадстроек АЗ «Чайка-Сервис», «РусКомТранс», краностроителей «КЛИНЦЫ» и многих других.

Расскажите друзьям:

Комментарии

6

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей