Фрэнк Робинсон и его R44

40 лет простоты

942
3
3
В далеком 1939 году 10-летний паренёк из Вашингтона Фрэнки Робинсон увидел в газете фотографию Игоря Сикорского, летящего на своем вертолёте. Под фотографией было описание этой машины и её возможностей. Юного Фрэнка Робинсона настолько заинтересовала статья, что он стал собирать всю возможную информацию, а вскоре и вовсе решил связать свою жизнь с вертолетами.
Александр Горбунков
Фото: ehc.no, wikimedia.org, vertolet.ru

Пожалуй, именно так должна начаться идеальная история создателя винтокрылых машин. И она началась. Вот только до первого собственного Robinson R-22 должен был пройти не один десяток лет. Фрэнк Робинсон стал бакалавром машиностроения, успел поработать в таких крупнейших компаниях как Cessna, Umbaugh, McCulloch, Motor, Kaman, Bell, Hughes и... к 43 годам осознал простую истину: “Хочешь сделать что-то стоящее, сделай это сам!” Руководители компаний не прислушивались к Робинсону и его проект простого и доступного вертолета считали утопией.

Русского авиатора Игоря Сикорского считают своим вдохновителем добрая половина вертолётчиков ХХ-века

В 1973 году он решился и начал своё дело. Если вас когда-нибудь попросят привести пример человека, поставившего всё на свою мечту - смело говорите о Фрэнке Робинсоне! Имея семью и троих детей он не побоялся заложить всё, что у него было, даже собственный дом, ради постройки машины, которая, как верил Фрэнк, станет новым классом среди вертолетов.

Первые два года самостоятельной работы были самыми тяжелыми. Робинсон нашел партнеров, нанял рабочих и работа велась непрерывно, однако средств постоянно не хватало. Как вспоминал в последствии сам конструктор: “Иногда в четверг я сидел и думал, чем в пятницу платить зарплату рабочим”. Несмотря на все трудности, к 1975 году первый легкий вертолет Робинсона поднялся в воздух, а ещё через 4 года, когда было готово уже несколько машин, R-22 получил сертификат типа от FAA. По словам Робинсона, это был главный день в его жизни!

На вертолетах R.22 11-12 мая 1982 года поставлено пять интернациональных рекордов по скорости и дальности полета: 176км/ч и 263.6км по прямой. С того момента прошло уже более 30 лет, маленький двухместный R-22 обзавелся своей более комфортной и вместительной модификацией - R-44.

Сейчас Robinson Helicopter R-44 называют самой надежной винтокрылой машиной за всю историю авиации. Подумать только - не было зафиксировано ни одного крушения R-44, произошедшего по причине технических неисправностей, не смотря на то, что это самый популярный вертолет в мире: ежегодно их продается больше, чем всех остальных вертолетов вместе взятых!

Вертолет Фрэнка Робинсона любят прежде всего за очень удачное соотношение размеры/мощность. При длине фюзеляжа в 9 метров и весе всего чуть больше тонны, R-44 берет на борт до 380 килограммов полезной нагрузки - это как раз 4 человека с поклажей. Дальность полета - 650 км, которые вертолет может преодолеть за 3,5 часа. А вот высидеть всё это время в кабине R-44 - весьма сомнительное удовольствие. Всё-таки вертолет сделан в соответствии с принципами простоты и экономии, поэтому даже салон отечественного автомобиля после “Робинсона” покажется вершиной комфорта.

Ручка циклического хода имеет «дублера» для двойного управления, а рычаги «шаг-газ» размещены с левой стороны каждого сиденья, это позволяет пилоту, например, отдать управление курсанту и при этом самому “держать руку на пульсе”.

Изначально R-44 выпускался исключительно с карбюраторным 6-цилиндровым оппозитником Lycoming O-540 (210 л.с.). Это весьма неприхотливый и надежный мотор, получивший широкое распространение в авиации. Он также устанавливается на такие известные модели самолетов как Cessna 182, Embraer EMB 202 или Piper PA-31 Navajo.

Желая улучшить показатели вертолета, Фрэнк Робинсон выпустил ещё одну версию с инжекторным Lycoming IO-540. В результате модернизации на 45-50 кг повысилась грузоподъёмность машины - рекламщики бросились трубить об этом, но клиенты оценили другое новшество - рабочая высота вертолета увеличилась до 2728 метров, а также улучшилась возможность запуска двигателя при экстремальных температурах (от -40 до +38С). Вертолет нашел новых покупателей прежде всего среди руководства горнолыжных курортов, а с ними пришли и те, кто часто проводит там время.

Сейчас Robinson R-44 выпускается в нескольких модификациях:

Стоимость нового базового Robinson R-44 начинается от $732 000 (около 22 млн. рублей), при этом, благодаря высокой популярности, вертолет можно купить и на вторичном рынке. Модель 2007-2009 года обойдется примерно в 10-15 млн. рублей. Для сравнения: стоимость нового Bentley Continental GT - от 9 млн., а Bentley Mulsanne - от 16 млн. рублей.

К слову сказать, прокатиться на “Робинсоне” можно и без покупки. Такие вертолеты есть почти во всех летных школах и аэроклубах, где обучают пилотов винтокрылых машин. В Московской области стоимость часа обзорного полета варьируется от 18 до 25 тыс. рублей, а тест-полет (10 мин) - 3900 рублей. Стоимость полного обучения - около 700 тыс. рублей

Однажды журналисты спросили Фрэнка Робинсона, в чем секрет успешности его вертолетов? Фрэнк не задумываясь ответил: “Я сам принимаю участие в летных испытаниях моих вертолетов, а инженеры других компаний - нет”. А потом добавил: “похоже, что в будущем вертолеты будут становиться все более и более “навороченными”. Они не будут лучше летать. Просто их усложняют, чтоб повысить спрос. Главное для нас - не идти по пути усложнения - это основное, как и стоимость. Именно это обеспечило наш успех.”

На данный момент Френк Робинсон отошел от дел компании. Директором Robinson Helocopter стал его сын Курт (на фото слева)

Вместо эпилога: В 2009 году четверо русских летчиков решили перелететь атлантику на двух Robinson R-44 (из США в Россию). Они обратились к Фрэнку Робинсону за поддержкой, но тот наотрез отказался участвовать в мероприятии. «Мои вертолеты имеют очень хорошие статистические показатели надежности, и я не хочу, чтобы с моего согласия такая статистика была испорчена», - заявил конструктор.

Тем не менее, наши соотечественники всё же решились и преодолели маршрут. От пригорода Лос-Анджелеса, через всю Америку и Атлантический океан в Скандинавию и дальше к Российской границе. Оформляя разрешение на полет над Нью-Йорком, сотрудники американских спецслужб признались, что это единственный на их памяти случай, когда русские свободно разгуливают в небе над Статуей Свободы.

Расскажите друзьям:

Комментарии

3

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей