Электрический EPOS: пишем историю электросамолётов

Чешская Evektor взялась строить самолёт “завтрашнего дня”

243
1
2
С оздать транспортное средство “завтрашнего дня” очень просто. Достаточно посадить то, что есть на электропривод и на каждом углу кричать об инновационности и экологичности.
Александр Горбунков
Фото производителя

Только вот “завтрашний день” не настанет, пока электродвижимый транспорт будет уступать топливному в удобстве эксплуатации, а инновационность бесполезна, если не получает массового применения.

По-настоящему самолётом “завтрашнего дня” назовут лишь тот, ради которого пилоты оставят свои бензиновые турбопропы ради экологии и полётов в относительной тишине. И одним из новых претендентов грозится стать чешский SportStar EPOS от компании Evektor. 28 марта самолёт совершил свой первый вылет с аэродрома в городе Куновице (Kunovice). Пилот-испытатель Радек Сури (Radek Surý), после непродолжительной рулёжки по ВПП, в 8:25 утра поднял машину в воздух. Не смотря на то, что модель относится к классу LSA, никаких пилотажных маневров не последовало. Пара кругов над аэродромом, посадка, снова взлёт и посадка. В общей сложности электросамолёт провёл в воздухе около 30 минут.

Прообразом электрического EPOS стал серийный Evektor SportStar, сертифицированный FAA ещё в 2005 году. Доработке “напильником” подверглись некоторые элементы корпуса и крылья, которые приняли форму трапеции

“Я рад, что мы оказались одной из первых компаний в мире, реализовавших идею спортивного электрического самолёта до уровня серийной машины. Я уверен, что самолёты на электрической тяге также найдут своих покупателей, как и электромобили, необходимо лишь решить ряд технических вопросов” - сообщил журналистам Мартин Дрештичка (Martin Dršticka), менеджер проекта EPOS. Согласен с ним и Вацлав Зажиц (Václav Zajíc), управляющий директор Evektor, считающий, что после серии испытаний и доработок электросамолёт должен пойти в серию.

Электродвигатель X90 RE-7 не требует охлаждения, но воздухозаборники всё же остались

Итак, что представляет собой первый чешский предсерийный самолёт с электродвигателем? Внешне машина аналогична уже известному SportStar - двухместному низкоплану класса LSA. Прикрутить электромотор взамен топливного Evektor помогали в Чешской ассоциации легкой авиации (Czech Light Aircraft Association). Чехи заново протестировали корпус самолёта в аэродинамической трубе и увеличили площадь трапецевидного крыла, что сделало тихоходный EPOS более устойчивым. Под капот водрузили 50 кВт электродвигатель X90 RE-7 компании Rotex Electric, который приводит в движение трёхлопастной композитный винт.

Максимальная скорость машины - 260 км/ч, но крейсерская скорость ограничивается лишь 150 км/ч и обусловлена экономией заряда батарей

Среди бесспорных преимуществ электросамолёта - простота управления. Здесь не надо думать об обогащении топливной смеси или температуре головок цилиндров, только один контроллер тяги и панель индикаторов заряда батареи и оставшегося хода. Оптимальное использование энергии контролируется электронными “мозгами” в обход пилота. Человек может повлиять на экономичность, лишь уменьшив тягу или предусмотрительно установив дополнительные батареи. Всего самолёт может поднять в воздух четыре пары контейнеров по 45 литий-полимерных ячеек (2 стандартные и 2 дополнительные).

Простота управления и эксплуатации - вот преимущества электросамолётов. Число компонентов электропривода на 90% меньше бензинового, а экономия на топливе - до 75%.

Выгода в развитии электрических летательных аппаратов очевидна - в расходе на километр полёта они на 75% экономичнее своих топливных собратьев. Простота машины делает её ещё более привлекательной, число компонентов электропривода на 90% меньше бензинового, что сокращает расходы на обслуживание. Главные враги всё те же, что и у электромобилей - самолёт может находиться в воздухе намного меньшее время, чем требуется для заряда батарей. Производитель говорит о часе полёта с крейсерской скоростью 150 км/ч, учитывая взлёт и посадку, самолёт может преодолеть на одном заряде около 120-130 км пути. Если в студёную зимнюю пору пилот надумает включить обогреватель кабины, посадочные огни или другое дополнительное оборудование, то дальность полёта сократится до 70-80 км.

В Чехии сейчас весна и температура далека от отрицательных значений - идеальное время для электродвижимого самолёта. Зимой аккумуляторы могли не показать и половину своих возможностей

Сколько времени потребуется для восстановления заряда производитель не сообщает. По аналогии с аккумуляторами от электромобилей можно предположить, что на 100% самолёт зарядится за 5-7 часов от бытовой розетки или за 3-4 - от промышленной. Впрочем, все эти показатели очень относительны. Самолёт SportStar EPOS пока ещё преодолел лишь несколько километров над аэродромом и работы по его усовершенствованию ведутся. Более подробную информацию о машине чехи обещают обнародовать на выставке Aero Friedrichshafen в Германии, которая пройдет в этом году с 24 по 27 апреля.


Технические характеристики:

Двигатель
Производитель Rotex Electric
Модель RE X90-7, электрический двигатель, бесщеточный, DC
Номинальная мощность 50 кВт (67 л.с.)
Максимальная скорость 3 000 оборотов в минуту
Вес 17 кг (37,5 фунта)

Пропеллер
Производитель VZLÚ
Модель V332-3A1
Тип 3-лопастной, композитный
Диаметр 1,625 м

Блок управления двигателем
Производитель MGM Compro
Модель HBC-серии V7, 3000400/EPOS1
Максимальная номинальная мощность 300 A
Максимальное напряжение 400 В

Аккумуляторы
Тип ячеек SLPB100216216H
Производитель Kokam Co, Ltd
Количество элементов в контейнере 45 элементов соединенных последовательно
Максимальное напряжение 378 V
Количество контейнеров 2 основных + 2 дополнительных
Количество контейнеров 2 основных + 2 дополнительных

Размеры
Размах крыла 10,462 м
Длина 5,980 м
Высота 2,476 м

Вес
Максимальный взлётный вес 600 кг
Пустой вес 275 кг (606 фунтов)
Пустой вес 275 кг (606 фунтов)
Максимальный вес багажа 15 кг (33 фунтов)

Производительность
Максимальная скорость 260 км / ч
Крейсерская скорость 150 км / ч
Скорость срыва 73 км / ч
Продолжительность полёта (4 контейнера аккумуляторов) около 1 часа
Расскажите друзьям:

Комментарии

2

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей