Eurocopter EC175: глазами пилота

Смотрим на технологичный французский вертолёт глазами простых американских пилотов

280
1
3
Ф ранко-немецкая компания Eurocopter решила потратить весь рекламный бюджет модели EC175 на общение с пилотами в мировом турне
Александр Горбунков
Фото производителя

Причина проста: все преимущества столь сложной машины с современной авионикой невозможно передать через рекламные тексты и брошюры. Наибольший ажиотаж вертолёт вызвал в оплоте мировой малой авиации - США, именно оттуда поступило большинство отзывов о полётах. Это и неудивительно, именно американцы стали основными участниками фокус-групп, на которые ориентировались в Eurocopter при разработке модели.

Трехнедельный тур по нескольким штатам проходил вдоль побережья Мексиканского залива. Возможность полёта на машине была предоставлена пилотам нескольких нефтегазовых компаний, а также пилотам полиции и службы спасения, в то время как остальные сотрудники этих компаний присутствовали на борту вертолета в роли пассажиров и также оставляли свои отзывы. С 25 февраля по 15 марта за более чем 50 часов, проведенных в воздухе, 285 членов экипажей вертолетов и пассажиров совершили полеты над побережьем США и над открытым морем.

Вертолёт прибыл в Хьюстон в марте. В это время года теплый Техас порадовал французов температурой 25 градусов выше нуля и практическим безветрием. Знакомство с машиной началось с брифинга и правил безопасности. Это важно, так как EC175 оборудован новой аварийной системой выхода, не отстреливающей двери. Салон вертолёта приятно удивил удобством кресла пилота. Как и в автомобиле, оно регулируется механическим рычагом в двух плоскостях. Пилот Пэт Грэй (Pat Gray), чей рост около двух метров, не скупился на хвалебные отзывы, ощущая над головой пару десятков сантиметров свободного пространства и настроив под себя расположение электронных педалей.

Запуск двух двигателей Pratt & Whitney осуществляется трёхпозиционным переключателем, всё остальное делает электроника FADEC. Никаких рычагов мощности или ручной коррекции - моторы либо запускаются, либо нет. Крутить несущий винт электронные “мозги” могут и одним двигателем, оставив второй как дополнительный источник энергии (auxiliary power unit). Что ещё выгодно отличает EC175 от предшественников - бесшовный композитный винт, позволяющий забыть о традиционной вибрации на малых оборотах. Для движения по земле нет необходимости увеличивать тягу, достаточно наклонить ротор. В зависимости от угла наклона ротора электроника сама поймет с какой скоростью необходимо двигать 5,5-тонную машину.

Для демонстрации французы запрограммировали в систему управления полётом (flight management system, FMS) короткий 40-километровый маршрут. После восхождения под контролем пилота, система способна контролировать вертолёт приложением автоматического контроля полёта (automatic flight control system, AFCS) и системой навигации, при этом управление двигателями остаётся за FADEC.

В Техасе EC175 летал с семью пассажирами и тремя членами экипажа, поэтому о виртуозных манёврах можно забыть. Зато пилотам удалось отработать систему аварийной посадки, которая также моделируется электроникой - все датчики показывают нулевые значения, а двигатели “прикидываются” нерабочими. В случае, если пилот не справляется с аварийной ситуацией, их мощности хватит для того, чтоб вытянуть машину. На 30-секундном промежутке времени моторы способны выдавать по 2067 л.с. каждый. Даже на полностью загруженном вертолёте с максимальной взлётной массой 7,5 тонн, с такой мощностью двигателей полёт превращается в “прогулку по парку перед работой”.

За трёхдневный тест техасские пилоты особо отметили ещё две электронные системы EC175 - систему панорамного обзора (WAAS) и используемую в качестве автоматического подруливания систему AFCS. В совместной работе оба эти приложения способны облегчить пилоту зависание над площадкой с препятствиями во время сильного бокового ветра. По возвращении на аэродром журналисты поинтересовались у пилотов, сколько времени понадобится для освоения новых электронных систем вертолёта. Большинство участников теста сошлось во мнении, что будет достаточно и пары часов, при условии, что пилот уже сталкивался в работе с многофункциональным дисплеем, используемым Eurocopter (MFD).

В целом Eurocopter EC175 оставил очень приятное впечатление - он красив и технологичен как авиалайнер и при этом прост в управлении. По признанию тест-пилотов, техника нового Еврокоптера настолько точна, что пользоваться ручным режимом управления стоит разве что в аварийной ситуации. Будем надеяться, что таких ситуаций будет как можно меньше, а также, что французы проведут тестовые полёты и для российских пилотов. В конце-концов, не зря же они создали подразделение Eurocopter-Vostok для увеличения присутствия марки в странах СНГ.

Расскажите друзьям:

Комментарии

3

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей