Элитар-Сигма - вестник возрождения малой авиации

Двухместный одномоторник из Самары покоряет зарубежных авиалюбителей.

714
6
5
Е щё несколько лет назад российские производители малой авиации сетовали на отсутствие рынка. Дескать, на Родине самолеты не покупают, а тягаться с заграничными производителями на их территории очень сложно. Но, судя по всему, ситуация меняется и расширение производства российских малых самолетов становится хорошим трендом.
Сергей Мочалов
фото aircraft.clan.su

Между тем, «Самара ВВА-Авиа» объявила о планах по увеличению производства двухместного самолета “Элитар-Сигма”, разработанного в 2002 году в подмосковном Жуковском. Фактически, “Элитар-Сигма” является модернизацией прошлой модели - “Сигма-4”, прежде всего за счет перехода от единичного производства к заводскому, серийному. Самолет сохранил главную оригинальную особенность предшественника - отсутствие фюзеляжа в привычном понимании этого слова. “Скелет” Сигмы - две балки, скрепленные между собой пилоном и подкосом. К верхней балке крепятся консоль крыла, хвост, кабина и двигатель. На нижней расположились элементы управления, кресла пилотов и топливный бак. За счет такой компоновки, самолет получился высокопланом с очень высоким расположением крыла и двигателя, что сразу отразилось на удобстве посадки и хорошем обзоре из кабины.

К слову сказать, посадочные места в Сигме гораздо удобнее многих конкурентов. Высоты от сиденья до потолка кабины достаточно даже для рослых пилотов, а ширина спинок позволит не толкать друг друга локтями. Самолет может поднять в воздух до 216 кг веса или двух человек и 50-60 кг багажа. Само багажное отделение представляет собой достаточно ёмкий отсек за спинками кресел и без натяжной сетки там не обойтись, иначе весь скраб во время полёта грозит оказаться у вас на коленях - перегородки между багажником и кабиной нет.

Самолет представляет собой подкосный высокоплан нормальной схемы с передним верхним расположением силовой установки. Конструктивной особенностью самолёта является отсутствие фюзеляжа в обычном понимании этого слова.

Говоря о багажном отсеке, нельзя не упомянуть о быстродействующей парашютной системе БПС К-600 МВЕН, расположенной за спинкой правого сиденья. В случае аварийной ситуации, пилоту необходимо снизить скорость до минимальной и активировать систему - самолет вместе с экипажем опустится на большом парашюте. БПС добавляется к машине опционально и стоит 138 тысяч рублей.

Особенная ипостась Сигмы - гидросамолет. Конструкторы, под руководством Сергея Игнатьева, почти сразу после создания модели поставили её на поплавки. Особенности, выделяющие аэродромную модификацию самолета, оказались очень кстати и для посадки на воду - высокие крылья и высоко расположенный мотор. Гидросамолет оказался настолько востребованным, что в октябре 2012 года специалисты «Самара ВВА-Авиа» провели успешные испытания “Элитар-Сигма” с поплавками и увеличенным бензобаком. В стандартной версии топливный бак самолета вмещает 65 л. бензина, которого хватает на 650 км. полёта. С добавлением емкостей в крыльях максимальный объём увеличился до 85 литров, а максимальная дальность возросла на 200 км.

Закрытая двухместная кабина имеет две двери овальной формы, расположенные слева и справа. Двери кабины оборудованы большими выпуклыми беспереплётными овальными стёклами, обеспечивающим отличный обзор, и открываются вверх-наружу.

В отличие от внешней конструкции, с двигателем разработчики мудрить не стали. Над кабиной установлен 4-цилиндровый оппозитник Rotax 912 ULS (100 л.с.) от Австрийской Bombardier. Такой же двигатель устанавливается, например, на итальянский Tecnam P2002 Sierra или проверенный временем американский Zodiac CH 650. Его преимущества во всеядности: помимо авиационного топлива мотор прекрасно работает на автомобильном бензине с октановым числом не ниже 95.

На данный момент модель не имеет сертификата Федерального управления гражданской авиации США (Federal Aviation Administration, FAA) и каждый самолет регистрируется в качестве единичного экземпляра воздушного судна. По словам заместителя коммерческого директора «Самара ВВА-Авиа» Алексея Емельянова, в перспективе компания планирует сертифицировать “Элитар-Сигма” как отдельный тип воздушного судна, однако это неминуемо приведет к удорожанию каждого экземпляра.

Система управления самолётом сдвоенная. Она включает в себя две ручки управления и два блока педалей.

Сейчас базовая версия двухместного одномоторника “Элитар-Сигма” стоит 2,4 млн. рублей. В качестве опций можно дозаказать множесто дополнительных аксессуаров и обрудования от обтекателей колес, до баллистической парашютной системы. Вот неполный список гаджетов за дополнительные деньги (цены в рублях):

-Топливные баки крыльевые (топливо - 96 л) 95000

-Комплект поплавкового шасси с креплениями 230000

-Быстродействующая парашютная система БПС К-600 МВЕН 138000

-INTEGRA TL-6624 ( Пилотажно-навигационный комплекс ) 240000

-DYNON EFIS-D100 ( Пилотажно-навигационный комплекс ) 127000

-Комплект лыж с креплениями 50000

-Радиостанция ( ICOM A210) 57000

-Радиостанция ( ICOM A200) 32000

-Навигационные огни на консоли крыла и киле 31000

-Спортивные кресла (материал: кожа+алькантара) 57000

-Чехлы 30000

-Обтекатели колес 6000

-Водило 3900

За 2013 год самарцы собрали под заказ пять экземпляров Сигмы для российских покупателей и ещё два ушли в Китай. Будем надеяться, что положительная тенденция сохранится и в будущем, и списанные ДОСААФовские Яки будут восполняться не только машинами иностранного производства, но и отечественными самолётами.

Расскажите друзьям:

Комментарии

5

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей