Eclipse 550: вместо минивэна

В последние годы класс особо лёгких коммерческих реактивных самолётов не пользуется популярностью

994
0
4
Н а этом фоне заявления американской компании Eclipse Aerospace о начале производства новой модели Eclipse 550 выглядят очень смелыми. Почему американцы так уверены в успехе этого шестиместного бизнес-джета?
Александр Горбунков
фото производителя

Eclipse 550 стал логическим продолжением предыдущего Eclipse 500, выпускавшегося c 2002 года вплоть до банкротства компании в 2009-м. Два года спустя вертолётостроительная компания Sikorsky выкупила Eclipse Aerospace и спонсировала дальнейшее развитие модели. Изменения затронули прежде всего навигационные, компьютерные и радиоэлектронные системы. Самолет получил бортовой комплекс с автоматами тяги, систему раннего предупреждения о близости земли (TAWS), систему предотвращения столкновений в воздухе (TCAS-1), а также радар и высотомер с возможностью обмена данными с iPad - приятная дань моде.

Самолёт получил более сложную авионику, направленную прежде всего на повышение безопасности. iPad устанавливается отдельно

Новый пакет авионики Vantage Premier умеет отображать необходимую информацию на больших жк-экранах и обладает функцией синтетического “расширенного” видения. Последняя, кстати, разработана экспертами NASA и использует данные со спутников GPS и динамическую информацию с бортовых систем самолёта для определения его точного положения в пространстве по всем координатам и даже углам наклона. Данные сопоставляются с трёхмерной картой местности, выполненной в высоком разрешении вплоть до мельчайших деталей. Затем, через полупрозрачное зеркало компьютер накладывает синтетическое трёхмерное и цветное изображение пейзажа под самолетом на настоящий вид, открывающийся через лобовое стекло. Таким образом, для пилота пропадают облака и туман, а кроме того, для него не будет ночи. Подобные системы уже используются на бизнес-джетах Gulfstream G5.

Двигатели новый Эклипс получил в наследство от предшественника - Pratt & Whitney Canada PW610F, позволяющие при весе 2,7 тонны лететь с крейсерской скоростью 680 км/ч (менее четырех часов от Москвы до Франкфурта). При такой скорости самолет с полными топливными баками способен покрыть расстояние более 2000 км и подняться на высоту до 12,5 км - этого должно быть достаточно, например, для того, чтобы обойти любой атмосферный фронт или пролететь над грозой. Планер и весовые характеристики самолета также не изменились, что позволило не получать новый сертификат типа от FAA (Federal Aviation Administration), а соответственно, и не доплачивать за это.

Ещё до своего банкротства в 2009 году Eclipse гордились имиджем самой “зелёной” авиамарки в мире. Со сменой акционеров моду на экологичность решили не менять - это позволяет не только писать громкие лозунги в рекламных брошюрах, но и получать реальную экономию при производстве и эксплуатации. Так например, компания стала пионером в использовании метода фрикционной сварки FSW (сварки трением с перемешиванием) в авиастроении, начав использовать эту технологию еще в 2002 году. По признанию руководства компании, это позволяет им экономить до 1600 часов при сборке корпуса каждого самолета, что примерно в 10 раз быстрее, чем привычная ручная клёпка деталей. “Зелёным” фактором при этом является то, что при FSW отсутствует дым и вредные выбросы в атмосферу, а самолёт становится легче. Не вредит атмосфере и запатентованная система пожаротушения в двигателях PhostrEx, работающая без использования газов - она единственная из всех подобных смогла “протиснуться” в стандарты Монреальского Протокола по защите озонового слоя.

Однако, в Eclipse Aerospace понимают, что одной заботой о природе не привлечешь потенциальных покупателей, поэтому направили свои силы на разработку систем, снижающих стоимость обслуживания самолета и добились в этом определённых успехов. Их система экономии топлива в полёте позволяет шестиместному самолёту расходовать всего 223 литра в час. Для сравнения, Cessna Citation Mustang аналогичной вместимости расходует 450 литров, а девятиместный Embraer Phenom 100 уже 480 литров за час полёта. Экономия топлива неизменно влечёт за собой снижение выбросов CO2. По расчетам производителя, за 1100 км полёта Eclipse 550 загадит атмосферу на 535 кг меньше, чем “средний конкурент того же класса”, а это, например, целый год “работы” для 59 взрослых деревьев.

Интерьер Эклипса не блещет оригинальностью - кожаная отделка с возможностью выбора цвета и фактуры, вставки из натурального дерева и всяческие кармашки для журналов и мелочевки. В качестве опций возможно дозаказать такие приятные мелочи, как столики с подстаканниками и подлокотники для кресел. Последние, кстати, скрадут добрую половину центрального прохода. О таких благах цивилизации как туалет в каталоге модели даже не упоминается, всё-таки этот самолет не для длительных перелётов.

Стоимость Eclipse 550 от производителя составляет $2.695 млн. Модель поступит в продажу к середине 2013 года и первым покупателям обещаны подарки в виде дополнительного оборудования на сумму $120 тыс. Та же Cessna Mustang обходится покупателям в $3.2 млн, а каталожная стоимость бразильского Embraer Phenom 100 начинается от $4.08 млн. Дешевле Эклипса обещает быть только австрийский Diamond D-Jet, чья стоимость уложилась в психологическую сумму $1.99, но выпуск этого самолета в 2013 году пока под вопросом.

Помимо этого, Eclipse 550 прочат судьбу главного тренировочного самолета для пилотов транспортных самолетов ВВС США. Пентагон давно подумывает обновить парк 20-летних Джетов и, скорее всего, послушает совета своего главного вертолетного подрядчика - Sikorsky, который также владеет половиной акций Eclipse Aerospace. По предварительным расчетам, при сохранении всей программы учебных полётов, использование Eclipse 550 позволит американцам сэкономить до 13 млн. галлонов топлива в год (49 млн литров). Если дело пойдёт, то за популярность Эклипсов в Америке можно не переживать, а затем, по доброй традиции, они долетят и до России.


Модификация Eclipse 550
Размах крыла, м 11.40
Длина самолета, м 10.10
Высота самолета, м 3.40
Масса, кг
      пустого самолета 1610
      максимальная взлетная 2504
Тип двигателя 2 ТРДД Pratt & Whitney Canada PW610F
Тяга, кН 2 x 4.0
Максимальная скорость, км/ч 685
Крейсерская скорость, км/ч 680
Практическая дальность, км 2084
Практический потолок, м 12500
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка: 4-5 пассажиров
Расскажите друзьям:

Комментарии

4

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей