Ледниковый период европейского автопрома

В Европе входят в моду недорогие подержанные автомобили - кризис учит жителей Старого света экономить, а автомобильные корпорации - сокращать производственные издержки

84
0
3
Н а парковках многочисленных дилерских салонов Берлина новые машины стоят по самые окна в сугробах.
Сергей Мочалов
фото: интернет

Но обилие снежных циклонов этой зимой - не самое страшное. Климатическая зима приходит с севера и заканчивается через несколько месяцев, а вот “холодный фронт” низкой активности покупателей, которые в автосалоны этой зимой почти не заглядывали, принес ветер долговых проблем из стран юга Европы. От этого “сквозняка” не по себе стало даже мощнейшей автомобильной промышленности Германии.

За первые два месяца этого года продажи новых авто в Германии сократились на 10 процентов, в соседней Голландии они обвалились на треть, в Швеции почти на 15 процентов. Единственное государство Европы, где ситуация развивается менее драматично - Великобритания, там эти показатели даже несколько выросли.

Германия - четвертый по величине производитель автомобилей в мире. Более 70 % продукции автопрома идет на экспорт

Согласно экспертным оценкам, в минувшем году уровень продаж новых автомобилей в Европе сократился до 17- летнего минимума. Причина этого - падение доходов населения, урезание зарплат и крайне непопулярные правительственные меры по свертыванию социальных программ. Рынок Северной Европы оказался менее подвержен таким стрессам. Ожидается, что экономика Германии в первом квартале текущего года покажет рост, в стране поднимается уровень средней заработной платы, а уровень безработицы на самой низкой отметке с момента объединения страны, произошедшего более двух десятилетий тому назад. Но даже несмотря на оптимизм экспертов, покупательская активность населения резко сократилась. Люди крайне осторожно делают дорогие покупки, в число которых входят и автомобили.

Кто-то во всем винит менталитет немцев. Аккуратность и бережливость у этой нации в крови, и когда соседние государства переживают не самые лучшие времена, немцы предпочитают откладывать сбережения, а не тратить. Больше других от этой бережливости страдают французские автопроизводители. Например, салонам Peugeot, расположенным в Германии, в начале этого года не удалось выполнить план продаж даже наполовину. Продавцы автомобилей шутят, что немецкая экономность скоро приведет автопром Франции на край пропасти - по официальной статистике в январе-феврале продажи Peugeot в Германии “провалились” на 36 процентов. А вот с чувством патриотизма у немцев, похоже, все хорошо - Mercedes-Benz, Porche и BMW с начала года стали продаваться на 4,9% активнее.

Volkswagen Jetta - самый популярный немецкий автомобиль 2012 года. По всему миру продано 822 000 таких машин

Не важно обстоят дела и у продавцов подержанных автомобилей. С нового года многим подобным автосалонам не удалось реализовать ни одной машины дороже 15 тысяч евро. А доля иностранных покупателей, которые раньше приезжали за автомобилями с юга Европы сократилась с 40 до 10%.

Примерно также обстоят дела и в Скандинавии. Пер Авандер (Per Avander) - глава Bilia - крупнейшей сети дилерских автоцентров в Северной Европе, говорит, что примерно две трети сделок на сегодня заключается с корпоративными, а не частными клиентами, хотя еще год назад доли были примерно равными. По его оценкам, в этом году немного подрастет автомобильный рынок в Норвегии, стабильная ситуация сохранится в Швеции, а вот в Дании продажи машин, скорее всего, сократятся.

Куда хуже развивается ситуация в Нидерландах. По всем прогнозам экономику этой страны в 2013 году ожидает серьезный спад. Безработица на максимальном за последние 18 лет уровне, а покупательская активность - самая низкая с 1986 года. В 2012 году в Голландии - пятом по величине автомобильном рынке Европы - продажи новых авто сократились на 14,8%. Данных за последние два месяца нет, но представители автосалонов жалуются, что основной статьей дохода стало сервисное обслуживание - вместо того, чтобы покупать новые авто, люди предпочитают ремонтировать старые.

Сокращение продаж автомобилей в странах Европы в 2012 году : Греция - 40%, Италия -20%, Франция -14%, Испания -13%, Германия -2,9%

В 2012 году автомобильная промышленность Европы понесла убытков на 7 миллиардов долларов - об этом на автосалоне в Женеве заявил глава Fiat Сержио Маркионе (Sergio Marchionne). Некоторые корпорации, чтобы снизить убытки, вынуждены сокращать производственные мощности. В частности, Ford закрывает сразу три завода. Этот шаг приведет к массовым сокращениям, но, по оценкам менеджмента, позволит корпорации снова получать прибыль на европейском рынке уже в 2015 году.

Другие компании пока пытаются решить проблемы менее радикальными методами. Один из способов борьбы с кризисом перепроизводства - продажа застоявшихся на складах машин дилерам с большими скидками. Последние используют их в качестве автомобилей для тест-драйва или сдают в аренду, а через несколько месяцев выставляют на продажу как подержанное авто. Многих покупателей такое предложение устраивает, у кого-то не хватает средств на новое авто, кто-то не хочет переплачивать. В 2012 году продажи б/у автомобилей в Европе выросли на 6%, в 2013 - эта цифра может оказаться существенно больше.

Еще одна тенденция - перераспределение товарных потоков. Поставки новых авто в Бельгию, Нидерланды и Грецию, где продажи упали, сокращаются в пользу Великобритании, где автомобильный рынок в минувшем году показал 10-процентный рост. Не исключено, что часть невостребованных в Европе автомобилей, но прошедших стандартизацию в других странах попадут на рынки США, Азии и России, которые на сегодняшний день кризисных явлений не испытывают. В частности, российский автомобильный рынок по итогам 2012 года побил собственный рекорд пятилетней давности - за 12 месяцев было продано 2 935 000 новых машин.

Расскажите друзьям:

Комментарии

3

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей