Cri-Cri. Проще не бывает

Cri-Cri (Сверчок) - таково настоящее имя двухмоторного малыша, весом всего 75 кг и разработанного французом Мишелем Коломбаном, инженером компании “Аэроспасьяль” ещё в 1958 году

7960
1
3
В 1958 году француз Мишель Коломбан заявил, что у него есть проект самого доступного в мире самолета, настолько простого и экономичного, что каждый желающий сможет приобрести его в пользование.
Александр Горбунков
фото производителя

Новость быстро приковала интерес поклонников малой авиации, однако на постройку прототипа француз решился далеко не сразу. Лишь спустя 12 лет он приступил к сборке самолета, которая заняла у него 1200 часов.

Помните фильм “Доспехи Бога” с Джеки Чаном в главной роли? В самом начале первой части герой улетает от преследователей на небольшом двухмоторном самолёте, похожем на головастика. В отличие от многочисленных съёмочных моделей этой картины, “головастик” - реальный летательный аппарат, производимый во Франции и являющийся одним из самых доступных сверхмалых самолетов в мире.

Наконец, 19 июля 1973 года прототип МК-10 "Кри-Кри" (F-WTXJ) поднялся в воздух, пилотируемый опытным летчиком Робертом Бюиссоном, на счету которого более 12000 часов налёта. Первые 5 часов работы нового самолета в целом показали неплохие результаты, разочарование принесли лишь слабенькие двигатели, суммарной мощностью 12 л.с, не позволявшие раскрыть весь пилотажный потенциал. Приглашенные журналисты сравнивали Кри-Кри то с истребителем, то пилотируемой масштабной моделью, но самое главное - равнодушным не остался никто.

После изучения опыта первых полётов Коломбан взялся за доработку своего “Сверчка”. Работа над ошибками заняла у него полгода и 12 января 1974 года состоялась вторая серия полётов. Доработанная версия самолета получила двигатели суммарной мощностью 18 л.с., позволявшей разгоняться до 220 км/ч и набирать высоту в 80 м всего за 7 секунд. Максимальная перегрузка составляла +4g, а взлётный вес не превышал 105 кг. Главным недостатком самолета можно было считать чрезмерную разборчивость в пилотах. Чуткое управление и низкая инерционность требовали немало усилий и опыта от того, кто решался подняться в воздух. Так, например, на скорости 180 км/ч самолет способен выполнить бочку со скоростью от 90 до 180 градусов в секунду!

После серии испытаний и доработок Коломбан решился наладить производство КИТ-комплектов (комплектов для самостоятельной сборки). Подрядчиком выступила североамериканская компания "Zenair", оценившая рынок в 20 000 экземпляров. Лицензированное производство началось 1983 году и вплоть до 1998 года коробки с конструктором успешно расходились по всему миру. Коломбан за это время не раз вносил изменения в конструкцию самолёта, применяя новые материалы и испытывая новые двигатели. Испытания француз проводил исключительно сам.

Что случилось затем - неизвестно, но после 1998 года Коломбан отозвал лицензию у "Zenair". По неофициальной информации, это произошло из-за несанкционированной “оптимизации” самолета американцами, которая привела к частым жалобам покупателей и даже авариям.

Сейчас по всему миру летают сотни Cri-Cri всех возможных модификаций. В связи с тем, что официально Кит-комплекты уже не производятся, а сам Коломбан продает лишь чертежи, поклонники сверхлегкой авиации измудряются как могут. В основном это касается силовых агрегатов - на Сверчке можно встретить моторы от снегоуборщиков “Хускварна”, масштабных моделей самолетов или даже итальянские Zanzottera, предназначенные для военных беспилотников.

В 2005 году французы из EADS Innovation Works пошли ещё дальше и начали испытания Cri-Cri с электродвигателями. Первые модели электросамолетов были несколько тяжелее бензиновых собратьев и значительно уступали им в мощности - полёты таких самолетов продолжались не более 15 минут. В последние годы Сверчок на электротяге обзавёлся четырьмя двигателями, расположенными друг за другом, и батареями большего объёма, что позволило увеличить продолжительность полёта до получаса. На данный момент это наиболее продвинутая модель пилотируемого самолета с электродвигателями в мире.

В остальном конструкция самолета почти не меняется с 1983 года. Это всё тот же низкоплан с коробчатым фюзеляжем из дюраля, склеенного и склёпанного по швам. Большой каплевидный фонарь занимает более половины длины самолета и обеспечивает шикарный обзор из кабины. Тот же Роберт Бюиссон вспоминал: “Во время полета у меня было ощущение, что я поднимаюсь на пилотируемом кресле”.

Крыло однолонжеронное и очень напоминает по конструкции планерное. Так же, как и у планера его можно снять или пристыковать всего за 2 минуты. Есть у “Сверчка” и очень оригинальные решения, например, расположение топливного бака под ногами пилота. Его ёмкости хватает на 20 литров или 3 часа полёта, а красная черта, ограничивающая 15-литровый барьер, обуславливает максимальный вес для выполнения фигур сложного пилотажа.


Итак, каким образом можно заполучить самолет Cri-Cri. Собственно, способа всего три:

      1. Самый простой способ, он же самый рисковый - купить подержанный самолет.
    В России найти подобное предложение о продаже почти невозможно, поэтому путь на англоязычные сайты. На момент написания статьи стоимость забугорного “Сверчка” составляла от 7 до 10 тысяч евро. Опасности всё те же - двигатели. Более половины всех аварий Кри-Кри происходят из-за отказа моторов, поэтому их выбору и обслуживанию отводится особое внимание. Наиболее предпочтительными вариантами покупки здесь может быть “Cricket” - так назывались модели, произведенные "Zenair".
      2. Второй способ - приобрести новый самолет у одного из сборщиков.
    Найти на территории России хотя бы одного официального сборщика самолетов Коломбана нам так и не удалось. Однако, есть несколько компаний, которые производят “аналоги” - то есть самолёты, внешне похожие на Кри-Кри, но отличающиеся по технологии производства. Самое популярное отступление от канона - материалы фюзеляжа. В оригинальной версии самолет почти весь металлический, “оптимизаторы” же предпочитают использовать дерево или композитные материалы. Стоимость таких моделей как правило не превышает 10 тысяч евро без учета цены двигателей.
      3. Наконец, самый надежный и официальный способ - связаться с Мишелем Коломбаном, купить чертежи и собрать самолет самостоятельно.

Стоимость комплекта чертежей варьируется от 500 до 700 евро и зависит лишь от настроения самого конструктора. Чертежи очень подробные, большая часть из них выполнена в масштабе 1:1. К чертежам прилагается инструкция с которой, по словам Коломбана, сможет разобраться любой, кто хоть когда-то открывал капот автомобиля. Впрочем, помимо бумаг, покупатель получит бесценную возможность пообщаться с самим концептором, задать ему интересующие вопросы и получить рекомендации по использованию, например, тех же двигателей.

Для тех, кто надумает собирать самолет самостоятельно, стоит написать письмо или отправить факс Мишелю Коломбану:

Michel Colomban
37 Bis Rue La Kanol
92500 Rueil Malmaison, France
Fax: 0033 147 51 8876

Удачи в начинаниях!


Размах крыла, м 4.90
Длина, м 3.91
Высота, м 1.20
Площадь крыла, м2 3.10
Масса, кг
    пустого 75
    максимальная взлетная 170
Топливо, л 23
Макс/ скорость пикирования, км/ч 280
Макс/ горизонтальная скорость, км/ч 220
Крейсерская скорость, км/ч 180
Практическая дальность, км 400
Продолжительность полета, ч 3.0
Максимальная скороподъемность, м/мин 390
Практический потолок, м 5000
Макс/ эксплутационная перегрузка 10
Расскажите друзьям:

Комментарии

3

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей