Композитные Киви

Новая Зеландия становится родиной сверхлёгких вертолётов

543
0
3
Н овая Зеландия не только является страной с самой высокой концентрацией вертолётов на душу населения, но и родиной Composite Helicopters International (CHI) и Auroa Helicopters, производящих кит-комплекты турбированных вертолётов из композитных материалов для частных покупателей.
Александр Горбунков
фото производителя

Широкую известность и уйму заказов компании получили после участия в прошлогодней выставке EAA AirVenture Oshkosh в американском штате Висконсин.

Больший из двух представленных вертолётов - KC 518 Adventourer от CHI. Опираясь на 37-летний опыт в качестве пилота вертолёта, технического специалиста, пилота-инструктора и конструктора вертолётов, основатель компании Питер Мэлони (Peter Maloney) задумал KC 518 в качестве 5-местного VIP или 6-местного утилитарного вертолёта. Зарегистрированный в качестве экспериментального вертолёта Adventourer подчиняется нормам экспериментальной авиации, а именно правилу “51%”, по которому покупатель может приобрести только кит-комплект машины разобранной более, чем на 51%. Мэлони это не останавливает, он пытается сделать всё необходимое для сертификации вертолёта в США и напоминает, что даже знаменитая Cessna 400 изначально была всего лишь кит-комплектом Lancair ES.

Постройка KC 518 началась около четырёх лет назад в июне 2009, первый прототип был создан к 2011, а уже в мае 2012 вертолёт смог подняться в воздух. Первоначально тестирование проводилось на ферме Мэлони, однако теперь производство переместилось в ангар на аэродроме North Shore Airfield, около Окленда, на Северном острове Новой Зеландии.

Планер-монокок KC 518 полностью выполнен из углеродного волокна и кевлара. Составные панели корпуса настолько прочны, что сами несут основную нагрузку конструкции. Сначала собирается корпус, затем, через дверные проёмы, в нём крепятся переборки, балки и всё оборудование. Благодаря таким материалам максимальный взлётный вес вертолёта всего 1450 килограммов, вес же пустого не превышает и 793 кг, при этом в салоне могут разместиться до 6 человек ростом около 180 см и весом не более 100 кг.

Девятиметровый вертолёт оснащен 4-лопастными роторами и будет поставляться в комплектации с турбинными двигателями Rolls Royce 250 серии (320 л.с.). С полной загрузкой крейсерская скорость KC 518 составляет 250 км/ч, а “максималка” ограничивается отметкой в 296 км/ч. При этом на вертолёте могут быть установлены подвесные топливные баки, увеличивая объём топлива на борту до 546 литров, чего должно хватить на 6 часов полёта. Прямые эксплуатационные расходы, по утверждениям Composite Helicopter, будут на уровне $125/час.

Стоимость кит-комплекта с мотором и минимальным комплектом авионики составляет на данный момент $335 000 (около 10.1 млн. рублей). Можно приобрести этот же комплект, но с полным списком оборудования, цена в таком случае возрастёт до $450 000 (около 13,5 млн. рублей).

Второй вертолёт Auroa является более бюджетной моделью композитного пула. Стоимость готовой к полётам машины оценивается в $200 000 (около 6 млн. рублей).

Названный в честь компании, вертолёт Auroa является детищем Дика Сибранди (Dick Sybrandy). Пилот и механик газотурбинных двигателей ростом более двух метров, он просто не смог найти вертолёт, в котором чувствовал бы себя комфортно, поэтому решил создать свой.

Во время поисков Сибранди ознакомился с двухместным Ultrasport 496, поставляемым в комплекте в двухтактным поршневым мотором американской разработки и тайваньского производства, а также с турбированной версией, разработанной Платоном Маркидесом (Platon Markides) из LAE Helicopters на острове Кипр. Сибранди удалось убедить Маркидеса продолжить доработку вертолёта и привлечь ещё несколько талантливых инженеров к созданию совершенно нового дизайна.

Современный вид Auroa всё также выполнен в канонах Ultrasport, но при ближайшем рассмотрении видны значительные различия. Вертолёт создаётся в Новой Зеландии полностью из композитных материалов, включая хвостовую балку и лопасти, разработанные Advanced Technologies Inc. из Вирджинии (США). Двигателем для вертолёта была выбрана 160-сильная вспомогательная силовая установка (ВСУ) с вертолёта Boeing CH-46 Sea Knight, которая также использовалась на CH-47 Chinook, и даже на Sikorsky CH-54 Tarhe.

Честно говоря, Auroa пока нельзя назвать полностью готовым вертолётом. Всего три образца этой модели в настоящее время проходят испытания и “обкатывают” моторы. Первая, полностью готовая к полётам машина, должна появиться до конца этого года. Пока же нет даже лётных характеристик Auroa, известно лишь, что вертолёт весит всего 300 килограммов и попадает в класс сверхлёгких экспериментальных машин как в Новой Зеландии, так и в США.

Как говорит сам Дик Сибранди: “Конечно, мы стремимся получить сертификат типа от FAA (U.S. Federal Aviation Administration) и производим все компоненты с учетом их требований, но пока нашей главной целью стоит полная доработка летающей модели композитного вертолёта, которую мы покажем в Ошкоше (США) в 2013 году”.

Расскажите друзьям:

Комментарии

3

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей