Грузовая экзотика с СТТ’2013

На крупнейшей отечественной выставке строительной техники и технологий, помимо огромного количества специализированных грузовиков и спецтехники

754
0
3
О собое место занимают экзотичные спецмашины, которые большинство автомобилистов никогда не увидят на дорогах общего пользования – это специализированные машины большой грузоподъемности и исключительных габаритов, которым и посвящен наш сегодняшний рассказ.
Сергей Мочалов
фото автора

Чтобы сразу не шокировать читателей нашего портала брутальной внедорожной спецтехникой, начнем наш обзор с чешских грузовиков Tatra, которые массово закупались руководителями СССР в эпоху строек века. Уникальная конструкция рамы и ходовой части, придают этим грузовикам ни с чем несравнимый эффект «косолапости», когда колеса установлены под острым углом развала относительно дороги. Это достигается за счет применения трубчатой рамы грузовика, к которой крепится независимая подвеска каждого колеса, которые и создают вышеописанный эффект, а также значительно увеличивают его дорожный просвет и повышают проходимость. Рама-труба защищает все элементы трансмиссии. После развала СССР, Tatra лишилась основного рынка сбыта, а из-за оригинальности конструкции своих грузовиков, несущая в себе ряд врожденных недостатков (утяжеленная и дорогая конструкция), компания деградировала до мелкосерийного производителя специализированной спецтехники.

В этом году, наряду с уже знакомым российским потребителям семейством T-815, компания продемонстрировала на СТТ’2013 новый модельный ряд Tatra Phoenix, созданный в содружестве с компанией DAF. Это партнерство чехов с голландцами стало возможным благодаря приобретению крупным американским концерном PACCAR активов чешской компании, куда помимо «Татры» входят марки International и DAF. Последняя и поделилась более современной и комфортабельной кабиной, а также линейкой силовых агрегатов.

За осовремененной внешностью семейства Phoenix скрывается все та же надежная внедорожная конструкция шасси с центральной несущей трубой и качающимися полуосями с независимой подвеской. Модульная конструкция позволяет производить автомобили с количеством осей от 2 до 6, с различной длиной колесной базы. На СТТ'2013 чешская компания демонстрировала две модели тяжелых полноприводных самосвалов Phoenix с колесными формулами 6х6 и 8х8, а также седельные тягачи семейства T-815 и капотный карьерный самосвал Tatra Jamal.

Схожая по назначению и идеологии марка итальянских спецмашин Astra также показывала на СТТ свою продукцию. В основе машин Astra лежат усиленные агрегаты грузовиков марки IVECO, и хотя у последней также есть строительное семейство шасси, тягачей и самосвалов Iveco Trakker, Astra – это еще более выносливые и неубиваемые грузовики. В отличие от чешской Tatra, итальянские спецмашины довольствуются традиционными конструктивными решениями, такими как надежная стальная рама лестничного типа, усиленные мосты и зависимая рессорная подвеска.

На СТТ'2013 компания демонстрировала мощнейший балластный тягач Iveco Astra Sivi AT380N56 в 4-осном исполнении с приводом на три оси. В арсенале тягача рядный 6-цилиндровый 12,2-литровый 560-сильный турбодизель Iveco Cursor 13, работающий в паре с полуавтоматической 16-ступенчатой КПП ZF Transmatic 16S 251. За кабиной тягача установлена стальная площадка для обслуживания сцепного устройства. А теперь главное: при допустимой нагрузке на «седло» 33 тонны, тягач способен буксировать 250-тонные полуприцепы (!), умещаясь при этом в дорожные габариты для обычных транспортных средств.

Допускаются к эксплуатации на дорогах общего пользования и самосвалы Astra нового семейства HD9 с оригинальным оформлением дизайна кабины, с колесной формулой 6х6 и 8х8. Это менее экстремальные грузовики, нежели описанный ранее балластный тягач.

И все же в модельном ряду итальянской компании есть спецмашины, которые не допускаются к эксплуатации на дорогах общего пользования из-за гигантских габаритов и запредельной нагрузки, передающейся через колеса на грунт: это сочлененные и карьерные самосвалы. На СТТ демонстрировался 2-осный карьерный самосвал Astra RD32C с габаритной шириной, далеко выходящий за показатель в 3 метра. У спецмашины типичная для карьерных самосвалов компоновка: смещенная влево 1-местная кабина, справа – капот, а сзади – кузов объемом 16 куб. м. В движение машину полной массой 55 тонн приводит 380-сильный рядный 6-цилиндровый двигатель Iveco Cursor 10, работающий в паре с 6-ступенчатой автоматической коробкой Allison HD4560.

И все же есть техника, еще более экзотичная, чем карьерные самосвалы – это 3-осные сочлененные самосвалы, представляющие собой, по сути, одноосный капотный тягач с кабиной и двигателем, и прикрепленный к нему самосвальный 2-осный активный прицеп (т. е. с приводом на оси). Интерес представляет и механизм сочленения, соединяющий тягач с активным прицепом, внутри которого помимо элементов управления также происходит передача крутящего момента от двигателя, через КПП и «раздатку» к задним осям.

Основоположник подобной техники – компания Volvo, к сожалению, в этом году ни привезла собственного сочлененного самосвала. Зато, прототип своего «сочлененника» представила крупная российская промышленная группа «Четра». Ее шарнирно-сочлененный самосвала под именем С-33, выпущенный заводом «Промтрактор» («Концерн «Тракторные заводы»), предназначен для горнодобывающей промышленности и строительной отрасли, где требуется повышенная проходимость и маневренность для транспортировки тяжелых грузов в суровых климатических условиях. Как отмечает производитель, в создании С-33 учтен опыт ведущих мировых производителей сочлененных самосвалов, поэтому в конструкции новинки широко используются комплектующие известных производителей: трансмиссия и мосты фирмы ZF, шины Mitas, блоки клапанов и узлы гидравлики трансмиссии PMC Polarteknik, рулевое управление Eaton. Кузов самосвала грузоподъемностью 33 тонны изготовлен из высокопрочной стали Hardox 450. Прототип приводится в движение шестицилиндровым дизельным двигателем Cummins, но к началу серийного производства шарнирно-сочлененного самосвала, его компонентная базе еще может измениться.

Известная американская компания John Deere, напротив, старается устанавливать на свою технику максимальное количество оригинальных деталей. Так, например, на сыгравшем в Москве мировую премьеру шарнирно-сочлененном самосвале серии Е, стоит двигатель John Deere PowerTech 13.5L. Кроме того, новые грузовые мосты John Deere предназначены для использования в сложных условиях и оснащаются механизмом блокировки дифференциала во время движения, внешним планетарным редуктором и системой независимой принудительной смазки. В мостах серии E используются внутренние дисковые тормоза с жидкостным охлаждением с независимыми контурами. Специально созданная трансмиссия ZF имеет мощный механизм замедления, восемь передних и четыре задних передачи.

Абсолютно новая адаптивная система управления подвеской Adaptive Suspension Control System улучшает устойчивость и увеличивает производительность на строительной площадке. Система бортового весового контроля (OBW) позволяет операторам увидеть вес и количество рейсов, что улучшает управление и повышает коэффициент использования оборудования. Система OBW способствует максимальному продлению срока службы шин и ходовой части.

Аналогичную карьерную машину показала компания Bell. 40-тонный Bell B40D на сегодняшний день является наиболее мощным (мотор Mercedes-Benz, 455 л. с.) и грузоподъемным в модельном ряду этой южноафриканской компании. В своем 23-кубовом кузове он может перевозить до 37 тонн различных сыпучих грузов. Внешне грузовик выглядит не столь агрессивно, как его американский аналог, зато и стоит сравнительно дешевле.

Чуть меньшими показателями по массе и грузоподъемности мог похвастать немецкий сочлененный самосвал Liebherr TA230. Объем его самосвальной платформы 19 куб. м., грузоподъемность 30 т – не рекорд, зато собственная масса значительно ниже чем у конкурентов – «всего» 23 т. Спецмашину в движение приводит 367-сильный двигатель, который в паре с автоматической трансмиссией способен разгонять махину полной массой 53 т почти до 60 км/ч. Задняя крышка самосвальной платформы грузовика имеет оригинальную маятниковую конструкцию, и при подъеме самосвальной платформы будет открываться независимо от уклона поверхности, на которой стоит грузовик.

Немецкий сочлененный самосвал Liebherr TA230. Объем его самосвальной платформы 19 куб. м., грузоподъемность 30 т

Дополнял пятерку «гигантских» сочлененных самосвалов на столичной выставке английский Terex, выставивший на СТТ свою не самую крупную модель ТА300R. При грузоподъемности в 28 т и близкой собственной массе грузовик довольствуется 385-сильным двигателем. Интересно, что в отличие от техники названных выше марок в компании Terex делают особый акцент на том, что в их спецмашинах отсутствует сложная электроника, что повышает надежность конструкции и упрощает обслуживание самосвала в дали от полноценных сервисных станций.

Английский Terex ТА300R при грузоподъемности в 28 т и близкой собственной массе довольствуется 385-сильным двигателем

Завершить обзор экзотичной техники с выставки СТТ'2013 хотелось бы продукцией Минского завода колесных тягачей. В свое время, этот уникальный производитель многоосных вездеходов выделился из состава Минского автозавода, и долгое время работал исключительно на обеспечение советской оборонки, и даже сегодня столичный Парад Победы 9 мая традиционно замыкает грозный ракетный комплекс «Тополь М» на шасси 12-осного Минского тягача.

К сожалению, доля оборонного заказа на МЗКТ сегодня ничтожно мала, и чтобы выжить в условиях рыночной экономики, компания разработала широкий модельный ряд спецтехники для гражданского сектора. Это дорожные и внедорожные шасси с количеством осей от 2 до 12, самосвалы, седельные и балластные тягачи и прочая спецтехника. На СТТ'2013 МЗКТ представил два мощнейших седельных тягача повышенной проходимости с колесной формулой 8х8. Внедорожный МЗКТ-742910 при габаритной ширине 3,2 метра оснащен оригинальной стеклопластиковой кабиной с двумя рядами сидений и четырьмя дверями. При собственной массе тягача 24 тонны и допустимой нагрузке на «седло» 28 тонн, он может буксировать более чем 100-тонные полуприцепы в условиях бездорожья. Второй тягач – МЗКТ-741600 при внушительной внешности в ширину не превышает 2,5 метров, а потому может эксплуатироваться на дорогах общего пользования. На нем установлена комфортабельная кабина типа МАЗ-6430 со спальным отсеком и увеличенной в высоту крышей. Тягач рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой не более 90 тонн.

Расскажите друзьям:

Комментарии

3

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей