Брокераж – это полезно

10 советов при покупке подержанной яхты

297
1
0
И так, ваше сердце недвусмысленно заявило, что без яхты вы больше жить не можете. Разум же пытается хоть сколько-то отстоять свои позиции, и потому подталкивает вас к приобретению яхты подержанной. В каком-то смысле он прав.
Антон Сорокин
фото charterworld.com

Что можно назвать несомненными плюсами в приобретении яхты б/у: она прошла обкатку, на ней, волне возможно, сделаны необходимые доработки, купить её можно недорого. Что из минусов: всё-таки подержанная и может иметь некие технические проблемы, возможно понадобится доукомплектация, есть сложные юридические аспекты в приобретении. Поэтому логичнее, проще и безопаснее произвести покупку через крупного проверенного брокера: он и документы соберёт, как положено, и яхту технически подготовит, либо, как минимум, даст по-настоящему грамотное заключение о её техническом состоянии. Но прежде чем решиться на обращение в такую фирму, неплохо бы кое-что сделать самому.

Прежде всего надо определиться с размером и статусом вашей будущей лодки, что не всегда просто. Походите по выставкам, близлежащим маринам, пообщайтесь с опытными яхтсменами. Определились? Тогда надо составить пропорцию: размер – год выпуска – цена, и отправиться в поиск, исходя из невероятной задачи: при большем размере и позднейшем выпуске отыскать наименьшую стоимость. Но всё не так страшно, как кажется: в электронных и печатных СМИ огромное количество предложений, позволяющих сделать выбор по размерам и стилистике, происхождению и дизайну, материалу корпуса и мощности двигателя, скорости и расходе топлива.

Совет 1.

Рассматривая объявления о продаже, обратите внимание на статус. Например: «Цена со склада в Москве. Готов к отгрузке» или «В Англии, без учета доставки и таможенной очистки». Понятно, что первый предпочтительнее, поскольку и цена ещё не сформирована окончательно (в среднем растаможка добавляет 30%), и комплект документов собрать сложнее, и времени покупка займёт куда больше. Но! Не увлекайтесь излишней простотой. Например, если написано просто «готов к отгрузке», это ещё не означает, что проще приобрести именно эту яхту. Надо ж понять, откуда придётся перевозить или перегонять. Из Англии-то поближе, чем с российского Дальнего Востока…

Что же касается таможенных платежей, то они различаются при импорте физическими и юридическими лицами. Сумма их, по факту, оказывается одинаковой, только состав разный. Кроме собственно таможенной ставки возникнут дополнительные расходы – справки, сертификаты и прочее. Все схемы расчёта можно найти в интернете, так что внимательному покупателю слишком жутких сюрпризов ждать не нужно. Главное – это понять, готова ли приглянувшаяся яхта к продаже уже сейчас, и где она находится.

Совет 2.

Разглядывая фотографии вашей красавицы, обратите внимание на то, где и когда они сделаны. Если размещены фото с официального сайта производителя – не верьте им. Только реальные фото, и никак иначе. Производитель на своей странице честно пишет, что представленные фото и спецификации могут меняться. Не забывайте об этом, а то, насмотревшись в сети на запавший вам в душу интенсивно оранжевый цвет обивки вы можете на месте продажи обнаружить какой-нибудь блекло-голубой. То же самое касается и технических характеристик. Не копированные с официального сайта, а те, что принадлежат именно той яхте, которую вы хотите приобрести. А то получится, что теперь верфь комплектует судно более экологичным мотором, а вам предложат ещё старого пыхчуна. Запрашивайте полную спецификацию, и только тогда вчитывайтесь в технические параметры.

Совет 3.

И кстати: не забудьте почитать об истории модели. Того гляди, выберете вы яхту, скажем, 2007 года выпуска, поскольку она на 1000 долларов дешевле, чем 2008. Но именно тогда был произведён рестайлинг, и яхта, построенная годом позже, на самом деле куда в лучшем состоянии, и предложит вам больше, чем можно было бы ожидать за эту тысячу.

Сколько времени вы потратили на проработку действий, описанных до сих пор? Но ведь всё это может и брокер. Больше того, со своим опытом, он проделает ту же работу не только быстрее, но и качественнее. Вы можете обратиться в брокеражную фирму только с одним словом: «Хочу!», а дальнейшее будет делом профессионалов. Вам помогут определить параметры и обосновать выбор. Расскажут о реальном состоянии рынка (специалисты мониторят его постоянно, а не только по вашему заказу). Расскажут об истории модели и конкретной яхты (право, не стоит покупать «утопленниц», как бы дёшево они не продавались и как бы не были отремонтированы). Брокер, кстати, видит не только те предложения, которые найдёте в интернете вы, но имеет доступ к закрытым для широкой публики специализированным порталам. И много, много ещё дополнительных удобств можно получить при обращении к тем, кто действительно знает дело.

Совет 4.

Следующий серьёзнейший момент, где помощь специалистов крайне существенна – это юридические процедуры. Технология покупки будет различной в зависимости от того, стоит ли яхта на учёте в ГИМС РФ сейчас, или снята с него. И надо ли вам ставить её на учёт – ведь многие предпочитают держать судно в Средиземноморье, и там же его эксплуатировать. Тогда есть смысл регистрировать лодку в одной из оффшорных зон, а впоследствии ежегодно перерегистрировать. Не сказать, чтобы этот процесс был слишком дорог, но удобнее в плане содержания судна. А вот выбор юрисдикции сделать не так просто, и лучше бы этим занимался профессионал. Брокеры и дилеры наизусть помнят документы, в которых вы можете заблудиться, словно в лесу – порой нужно заполнять не один десяток форм. Первоначальное предложение покупки, лицензии, регистрационные документы, порядок уплаты налогов, места платежей прочих сборов, регистрация прав собственности, гарантии, контракты с портами и поставщиками, условия открытия и эксплуатации депозитных и прочих счетов, без которых не обходится покупка, и прочее, и прочее. У меня бы мозги лопнули…

Совет 5.

Обратившись в компанию, поинтересуйтесь её опытом в перевозке яхт. Это крайне существенно. Из соседней Германии, скажем, до которой всего-то ничего, привезти яхту не так просто. Почти ни один корпус сравнительно недорогих, но весьма качественных яхт Bavaria не вписывается в габариты, разрешённые для перевозки по автодорогам. Следовательно, нужен специальный транспорт, согласование маршрута следования, оплата различных разрешений да ещё и автомобиля сопровождения. Так что перевозка, скажем, 40-футовой яхты обойдётся в 15 000 евро до Москвы и в 30 000 – до Байкала. Но сумма не совсем даже сопоставима с тем колоссальным напряжением, которое придётся испытать неопытному человеку, если он сам займётся организацией перевозки.

Или, может, вы хотели бы перегнать яхту от точки продажи в выбранный вами порт по воде, а состояние ваших дел и шкиперского опыта оставляет вас временно на суше? Так брокер и этот вопрос решит, только не забудьте его о том попросить и внести всё необходимое в договор. Ну и заплатить… Из той же Германии в Словению – примерно 5 – 7 тыс. евро. К тому же при дальнем переходе столько сложностей со стоянками, наладкой корабельных систем и прочими попутными проблемами, которые вам совершенно не нужны, да и не по плечу, если только вы не являетесь уже опытным яхтсменом. Но тогда и эта статья не про вас писана. Хотя и человек с колоссальным шкиперским опытом может не сообразить, что доставку яхты, приобретённой в Австралии на сухогрузе стоит производить со снятым фальшкилем для огромного удешевления – ведь стоимость перевозки рассчитывается по кубатуре. Брокер же наверняка в курсе подобных тонкостей.

Совет 6.

Уверен, вы отлично понимаете, как важно яхту застраховать. КАСКО, ответственность перед третьими лицами, страхование перевозки и так далее. Сколько вы знаете компаний, которые предложат вам страховые программы для этой нестандартной задачи? Уверен, брокер предложит вам больше вариантов. Больше того, некоторые крупные фирмы имеют постоянные договора со страховыми компаниями, что значительно упрощает дело для вас, да и удешевляет тоже. Брокеры и дилеры, кстати, помогают страховщикам разрабатывать те самые программы, так что им и карты в руки. Да и с выплатами, если что, будет проще – это вам не частному клиенту голову заморочить. В общем, тут долго убеждать никого не надо. Просто спросите у вашего брокера, что он может предложить.

Совет 7.

Поинтересуйтесь заранее партнёрами компании, с которой вознамерились работать. Потому что прежде чем спустить яхту на воду, вам всё равно придётся провести комплекс работ. Сбор и установка мачты, если яхта парусная. ТО двигателя, если моторная. Окраска корпуса. Ох, долог будет перечень. И вместо того, чтобы самому разыскивать дилерский или сервисный центр в порту пребывания, достаточно поручить это брокеру. К тому же длительные и добрые отношения его с тем самым сервис-центром станут и залогом того, что к работе с вашим судном отнесутся особенно внимательно. А может, вы хотите сразу после покупки ещё и тюнинг произвести? – всякие там дополнительные навигационные системы, дополнительный генератор, улучшение климат-контроля… Это ведь до трети цены яхты может составить, да ещё нужно специалистов подходящих отыскать, и суметь чётко сформулировать им задачу.

И даже если не ходить так далеко, то, весьма возможно, понадобится пополнить комплектацию яхты такими вещами как запасной якорь, швартовые концы, новые кранцы, карты, постельное бельё и даже швабры. Предположим даже, что вы такой дока, что точно знаете, в каком магазине купить всё это без исключения и уверены, что не забыли ни одной мелочи. А теперь сравните ваш чек и тот, который предъявит вам брокеражная компания. Вы удивитесь, насколько он скромнее! А дело в том, что серьёзный брокер станет большую часть этих вещей покупать у оптовика, куда вам хода нет.

Совет 8.

Обсчитав всю покупку до последнего полотенца, вы понимаете, что единовременно с ней не справиться… Единственный выход – кредит или, скажем, лизинг. Почему бы нет? Помните только, что применение кредитных схем в России почти всегда предполагает нахождение яхты в этой же стране как средства залога.

Вы побегаете по нескольким банкам, разузнаете о документах и процентных ставках, потом отправитесь эти документы собирать, и непременно выяснится, что какая-нибудь бумажка забыта или в банке вам дали недостаточную информацию. Потом вы в последний момент обнаружите, что не учли разовую комиссию за весь срок обслуживания расчётного счёта и придётся судорожно разыскивать необходимые, хотя и совсем небольшие деньги. Наконец, вы внесли собственные средства на счёт и было успокоились, но тут банк вам напомнил, что не позже чем через пять дней вы должны продемонстрировать документы о страховании, а в течение 10 – о регистрации в ГИМС. Наконец, предстоит подсуетиться, чтобы до момента оформления договора залога вы предоставили иные (какие?!) формы обеспечения или поручительство… И тут вы вспоминаете, что в другом банке ставка была на один процент выше (для примера: Сбербанк даёт кредит на покупку яхты по 11,5 – 14% годовых), но процедура куда как проще… Ну а брокеры пользуются услугами целого ряда банков, а то и специализированных компаний, о которых вы никогда не слышали, и готовы предоставить вам на рассмотрение сразу несколько кредитных схем, причём каждая из них уже отработана до мелочей и не может вызвать проблем.

Совет 9.

Наконец, вы пережили все испытания и готовы принять яхту в свою собственность. Вот тут предстоит пройти испытания ей – не станете же вы приобретать «кота в мешке». Вы внесли депозит, получили право её оттестировать. Делать это самому, конечно, приятно, но достаточно ли у вас опыта? И можете ли вы прибыть на тест, например, в Сингапур, если сами в Санкт-Петербурге и как раз наступил сезон заказов в вашей фирме? В этом случае придётся нанимать сюрвеера – специалиста по осмотру и тестированию. Где его искать и можно ли ему доверять? От этой головной боли вас избавит опять-таки брокер, а всё-что требуется от вас, так это оплатить услуги инспектора и работы по подъёму яхты, которые необходимы для осмотра днища. Сюрвеер не только заглянет в каждую щель и обкатает лодку на всех режимах, но и составит для вас документ по итогам осмотра и теста со всеми своими рекомендациями. Удобно? – Без сомнения. К тому же этот документ может пригодится в диалоге со страховой и кредитной компанией.

Всё, яхта ваша, и вы сказали брокеру большое человеческое спасибо, а также он получил своё вознаграждение. Думаете, на этом ваше общение закончилось? Нет, в качестве жеста доброй воли он поможет вам в поиске места для стоянки; порекомендует мастера уникальной специальности, который сможет осуществить какие-то особенно хитрые переделки, что вы задумали; назовёт вам лучшего инструктора на курсах по повышению вашей квалификации, как шкипера; расскажет о планируемых в регионе регатах…

А один мой знакомый настолько высоко оценил женщину-дилера, которая помогла ему приобрести нестандартную яхту на необычных условиях, что в первый же поход она отправилась с ним, но уже в качестве жены!

Совет 10.

Ваш разум заинтересовали мои девять советов? А теперь десятый, последний: плюньте на брокеров, ищите яхту сами. Как бы ни было удобно работать со специалистами, яхту всё равно выбирает сердце. Ну и кошелёк всё-таки тоже. Вы не найдёте её на сайтах: там выставляются те, кто хочет продать за настоящую цену. Предложения, что подешевле, расходятся среди своих, и такие лоты непросто найти. Завяжите отношения в маринах, знакомьтесь с пожилыми яхтсменами. Мало того, что они много всего смогут порассказать, поделиться опытом, так ещё и яхты у них, если вдруг станут продавать, зачастую в куда лучшем состоянии, чем у молодёжи просто в силу отношения хозяина к судну.

Где искать свою вожделенную морскую красавицу? – Понятно же, что там, где их побольше. В России это пока слишком сложно сделать. А вот в Америке или Средиземноморской Европе выбор огромен. Так что садитесь пока не на шлюпочную банку, а на автомобильное кресло и отправляйтесь в поиск. Выискивайте дешёвые марины – вероятнее, что именно там стоят яхты, которые владельцы уже готовы продать, если содержание стало не по карману. Войдите в доверие к докмастеру – он знает все свои суда наперечёт, и скажет, кто отдаст подешевле, а кто чуть подороже, но в отличном состоянии. Не берите яхту с «дохлым» двигателем, как бы дешева она не была – стоимость его замены превысит стоимость самой яхты. Раскидайте визитки по марине – вдруг хозяин именно тогда и решит продать свою драгоценность, когда увидит ваше имя. В особенности вас должны интересовать лодки с признаками неухоженности: если хозяин не провёл пару очередных ТО, то явно, что у него проблемы с содержанием судна, и оно может стать вашим. Попытайтесь выяснить у администрации, кто задолжал за стоянку – может, человека спасёт только продажа яхты. Активнее обзаводитесь знакомыми, работающими в сфере яхтинга – вдруг наведут на цель. Имейте терпение: владелец той самой, растревожившей ваше сердце, может находиться в другой стране и появляться в марине лишь изредка.

В той же Флориде вы найдёте вполне приличную яхточку меньше чем за 10 000 долларов, а бывали случаи, что и вообще за 1 (уникум, конечно, и ремонта много, но всё же)! Но… Чтобы оформить сделку по комиссионной продаже судна здесь нужно заполнить 23 (!) формы, а если лодка ещё и под иностранным флагом, то 27.

Куда проще – в Турции, Греции, Хорватии. За 10-15 тысяч евро тут можно подобрать небольшой семейный дневной круизер. За 20 - 25 тысяч – яхту, пригодную для проживания. За 50 тысяч – океанскую яхту. Ну а потом вы её регистрируете в оффшоре, страхуете, оплачиваете стоянку, делаете ТО. Годовое содержание яхты в этом регионе обойдётся примерно в 2 500 – 4 000 евро, если не шиковать. Кроме того, вы экономите как минимум 10%, которые возьмёт брокер, если будете покупать напрямую. Кошмар оформления документов – ничто по сравнению с мечтой. Невозможность нанять сурвеера компенсируется собственной дотошностью и хорошим ужином для вашего приятеля – старого шкипера. Проверьте, нет ли осмоса – в жарких водах вздутие пластика, увы, не редкость. Осмотрите порта и палубу на предмет целостности и крепления всех деталей. Проверьте весь такелаж (в особенности это касается, конечно, парусных мачт, но тут мы всё больше о моторных, так что не стану углубляться в детали). Осмотрите все пазы в корпусе изнутри, особое внимание уделяя моторному отсеку: нет ли где пятен, выдающих плохое состояние двигателя. Тщательно осмотрите части и соединения в самом движке (кстати, дизельные судовые двигатели как правило «выносливее» бензиновых). Откройте и осмотрите каждый рундук, шкаф, крышку, люк, горловину. Протестируйте электроцепи. Проверьте лодку на ходу. И не расставайтесь с ней больше! Вот вам ваша мечта, и сравнительно задёшево. А с брокером, хоть и дороже, но всё равно было бы проще.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей