Белорусские великаны

Среди всего многообразия коммерческого транспорта существует узкий сегмент специализированной карьерной техники

994
2
4
К ак правило, это внедорожные машины, чья масса и габариты не позволяют им эксплуатироваться на дорогах общего пользования. Именно такую технику со дня основания выпускает Белорусский автомобильный завод.
Сергей Мочалов
фото автора, завода-изготовителя и trinixy.ru

Гулливер родом из Минска

В Советском Союзе особый интерес к добывающей промышленности появился уже в послевоенное время, и от советских автопроизводителей требовалось создать мощный карьерный самосвал, способный перевозить не менее 25 тонн породы с хорошими внедорожными свойствами. За выполнение данного задания взялся молодой коллектив минского автомобильного завода.

Машина, отвечающая запросам горняков, была готова в 1951 году – это был МАЗ-525 (4х2). Огромный запас прочности машины сильно утяжелял ее конструкцию, да и ресурс самосвала был сравнительно невелик. Внешне, грузовик был похож на увеличенный в два раза МАЗ-205, с жестко закрепленном на раме задним мостом. На его основе в 1956 году был сделан аналогичный 3-осный карьерный самосвал МАЗ-530 (г/п 40 т), который в отличие от 2-осника имел заднюю рессорно-балансирную подвеску и полуавтоматическую 3-ступенчатую КПП, с гидротрансформатором. При полной массе 50 и 78 тонн соответственно, самосвалы могли развивать максимальную скорость 30 и 43 км/ч. При идентичных силовых агрегатах (двигатель Д-12А, V12, объем 38,8 л) у МАЗ-525 мощность была ограничена 300 л. с., в то время как на МАЗ-530 тот же мотор развивал 450 л. с.

Обе машины продержались на конвейере МАЗа до 1960 года, хотя их производство с февраля 1959 года было налажено на только что выстроенном Белорусском автомобильном заводе в городе Жодино. До производства карьерной техники с 1947 года вблизи Жодино находился завод дорожных и мелиоративных машин.

Со временем к карьерному самосвалу наряду с общими требованиями стали предъявляться и сугубо специфические: обеспечение эффективной совместной работы самосвала и экскаватора, улучшение технологического процесса добычи полезных ископаемых и выемка грунта на крупных стройках. Вследствие этого автомобиль-самосвал МАЗ (БелАЗ)-525 перестал удовлетворять требованиям отрасли.

Новым требованиям соответствовала первая самостоятельная разработка БелАЗа – 27-тонный карьерный самосвал БелАЗ-540, разработанный в 1961 году и запущенный в серийное производство в 1965-ом. В целях сокращения общей длины машины, БелАЗ разработал одноместную кабину, располагавшуюся слева от двигателя. В БелАЗ-540 нашли применение: пневмогидравлическая подвеска переднего и заднего мостов, гидромеханическая трансмиссия, винтовой рулевой механизм взамен шарикового, объединенная гидросистема усилителя руля и механизма опрокидывания грузовой платформы, сварная рама коробчатого сечения, вместо двутавровой балки. Максимальная скорость нового самосвала была увеличена почти вдвое и составляла 55 км/ч. В полтора раза уменьшилась ширина коридора, требуемого для разворота. В 1967 году самосвал получил полностью новый силовой агрегат ЯМЗ-240 мощностью 360 л. с., добавивший к индексу машины цифру «А».

К 1986 году завод выпускал до 6000 единиц такой техники в год, что составляло половину всего мирового производства аналогичных машин!

Самосвал с гибридным приводом

Потребности строительства крупных гидротехнических сооружений и мощных предприятий горнорудной промышленности не могли быть удовлетворены только одним типом тяжелого карьерного самосвала. Поэтому коллектив завода создал серию большегрузных самосвалов, максимально унифицированных по своим узлам и агрегатам. Базовой моделью этого семейства был БелАЗ-540, на базе которого был создан уникальный одноосный тягач БелАЗ-531, автопоезд седельного типа БелАЗ-540В с полуприцепом БелАЗ-5271 грузоподъемностью 45 тонн, более тяжелый 40-тонный самосвал БелАЗ-548 и автопоезд, на его основе грузоподъемностью 65 тонн.

Первый гибридный самосвал БелАЗ-549 г/п 75 т с электрической трансмиссией и мотор-колесами, работающими в паре с судовым дизелем М-756А мощностью 850 л. с.

В начале семидесятых Ярославский моторный завод работал над автомобильными газотурбинными двигателями, и в результате совместной работы с белорусскими машиностроителями появился БелАЗ-549 – первый советский карьерный самосвалом с электрической трансмиссией. Установленный на нем судовой дизель М-756А мощностью 850 л. с. при 1500 об/мин приводил во вращение генератор, который питал электроэнергией тяговые электродвигатели, встроенные непосредственно в ступицы ведущих колес. Такой двигатель, объединенный со ступицей колеса и встроенным в нее планетарным редуктором, получил название «мотор-колеса». БелАЗ-549 имел грузоподъемность 75 тонн, пневмогидравлическую подвеску колес с шинами размером 24.00-49, а его наибольшая скорость составляла 65 км/ч. Сегодня, такой тип трансмиссии назвали бы гибридной.

К середине восьмидесятых годов семейство белорусских карьерных самосвалов включало машины грузоподъемностью 30, 42, 75, 110 и 120 тонн, но добывающая отрасль уже нуждалась в более мощных машинах.

Изучение конструкции тяжелых американских карьерных самосвалов «Юнит-Риг» и «Катериллер», позволило создать первый советский 180-тонный самосвал, получивший в соответствии с новой нормалью 4-значное обозначение БелАЗ-7521. Его главная особенность – трансмиссия электрического типа. Дизель мощностью 2300 л. с. приводит во вращение генератор ГС 517, который вырабатывает энергию для питания 2-х тяговых двигателей, мощностью по 500 киловатт каждый, встроенных в ступицы задних ведущих колес.

Уже к концу восьмидесятых, Белорусский автомобильный завод осваивает производство целого семейства самосвалов с гибридным приводом грузоподъемностью 80, 110, 120 и 180 тонн с электрической трансмиссией и мотор-колесами.

Последовавший вскоре распад СССР и более свободные отношения с Западом, позволили БелАЗу значительно пересмотреть агрегатную базу, применяемую на своей продукции. Так, наравне с отечественными дизелями, в моторных отсеках белорусских великанов прописались моторы Cummins, трансмиссии Allison и другие признанные во всем мире комплектующие. Например, покупатели из зарубежных стран с большей охотой выбирают белорусскую карьерную технику с западными комплектующими, хотя бы потому, что у них есть опыт их обслуживания и ремонта.

В девяностые годы компания освоила выпуск крупных фронтальных погрузчиков, полуприцепы для магистральных седельных тягачей, трехосные полноприводные самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой и другую продукцию

Кстати говоря, карьерные самосвалы далеко не единственная продукция, которую на протяжении своей почти 55-летней истории выпускал Белорусский автозавод. Небольшими партиями БелАЗ выпускал аэродромные тягачи для буксировки самолетов БелАЗ-541, после переиндексации и модернизации получивший имя БелАЗ-7421. Уже в девяностые годы компания освоила выпуск крупных фронтальных погрузчиков, шасси для автомобильных кранов, трехосные и одноосные прицепы для магистральных седельных тягачей, трехосные полноприводные самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой и другую продукцию.

Новые рекорды БелАЗа

Сегодня модельный ряд предприятия из Жодино располагает парой десятков различных карьерных самосвалов от 30-тонного «75404» до гигантского «75603», в кузове которого помещается 360 тонн скальной породы.

Более того, первый заместитель министра промышленности Белоруссии Иван Демидович заявил, что Белорусский автомобильный завод уже в июле 2013 года начнет производство карьерных самосвалов грузоподъемностью 450 тонн. Данная машина станет самым большим в мире карьерным самосвалом.

Самый крупный самосвал на Земле будут изготавливать в новом производственном комплексе, строительство которого было начато в 2011 году и завершилось весной 2013-го. В Белоруссии у БелАЗа практически нет потребителей, поэтому предприятие работает на экспорт, ежегодно выпуская 1000-1200 карьерных великанов. От 50 до 70% карьерных машин от общего объема выпуска уходит на российские месторождения. Остальная продукция пользуется неплохой популярностью в карьерах Греции и Китая, Аргентины и Турции, Чехии и Пакистана, Ирака и Сирии. Заводу принадлежит около 30% мирового рынка карьерных самосвалов, за счет чего он входит в число семи ведущих мировых концернов по производству карьерной техники.

В середине двухтысячных БелАЗ впервые превзошел 300-тонную планку грузоподъемности с моделью БелАЗ-75600

В состав ОАО «БелАЗ» включены такие предприятия как ОАО «Кузлитмаш», СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», РУП «Стародорожский механический завод», «Могилевский автомобильный завод» За более чем полувековую историю предприятия здесь выпущено свыше 130 тысяч единиц карьерной техники.

В 2012 году объем инвестиций в основной капитал «БелАЗ-Холдинга» составил 557,3 млрд. белорусских рублей (около $65 миллионов). Уже в нынешнем году БелАЗ выйдет на IPO на Франкфуртской бирже.

Расскажите друзьям:

Комментарии

4

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей