Автомобили Сталина и Гитлера

Первые бронированные правительственные лимузины

М ало кто из современных мировых лидеров представляет себя без автомобиля представительского класса. Для руководителей крупных государств лимузин и кортеж сопровождения это такое же привычное дело, как пробки для простых обывателей.
Сергей Мочалов
фото: mns.ru

В странах поменьше демократичные лидеры иногда добираются до работы без лишнего пафоса – на неприметном служебном автомобиле или даже на велосипеде, как премьер-министр Голландии Марк Рютте, но для официальных встреч, тем более международных, все равно используется транспорт соответствующего уровня. И задача автомобилей первых лиц в этом случае – показать престиж государства и обеспечить безопасность этих самых первых лиц во время поездок.

О безопасности глав государств в автомобилях конструкторы стали задумываться примерно в 30-ых годах прошлого века. К тому времени автомобиль стал уже довольно распространенным видом транспорта, но обеспечить должную защиту водителя и пассажиров тогда он еще не мог – двигатели не отличались высокой мощностью, а конструкция не всегда могла выдержать вес бронепанелей. Между тем, случаи вооруженных нападений на автомобили были уже не редкостью – в Америке времен «сухого» закона расстрел машины из автоматического оружия вообще считался почерком организованной преступности. Пули автоматов и пулеметов насквозь прошивали кузов и двери и несчастная жертва даже не успевала выбраться наружу.

Первыми защититься от подобной участи могли себе позволить только самые могущественные личности – главы государств. Особенно те из них, у которых имелись веские основания ожидать подобных нападений. Одним из отцов-основателей бронированных автомобилей представительского класса стал Адольф Гитлер. Нацистский лидер вообще отличался любовью к технике, тем более что в его первые годы у власти Германия переживала резкий подъем автомобильного производства. Правда, машины доставались далеко не всем – позволить себе авто в первую очередь смогли партийные функционеры, приближенные к фюреру, и военные. Сам Гитлер водить машину не умел и, говорят, даже боялся скорости, но при этом пользовался несколькими моделями авто, наиболее ярким из них можно назвать Mercedes-Benz G4, который появился на свет в 1926 году. Шестиметровый автомобиль весом 5,5 тонн, был оснащен пулестойкими 40-мм стеклами, особыми электромагнитными замками дверок, открывающимися специальным механизмом только из салона, прожекторами, которые могли ослепить противника, и даже ручными пулеметами. Эта машина для Гитлера была, прежде всего, средством для поддержания собственного имиджа. Именно на этом автомобиле лидер нацистов мечтал принять парад своих войск в покоренной Москве.

Однако при всем своем техническом совершенстве, Mercedes-Benz G4 мог и не добраться до советской столицы, даже если бы она была захвачена немцами. Вес бронированного G4 достигал 6 тонн, при этом 5,5-литровый мотор выдавал около 110 лошадиных сил мощности, а узкие колеса постоянно вязли в мягком грунте. Не помогали даже два задних ведущих моста. Впрочем, есть данные, что отдельные модификации Mercedes-Benz G4 оснащались полным приводом 6 х 6, однако даже в таком варианте добраться до Москвы этот автомобиль в лучшем случае смог бы разве что в железнодорожном вагоне. Из-за большой массы Mercedes-Benz G4 не отличался и высокими скоростными характеристиками – максимум, который был способен показать этот автомобиль, составлял 67 километров в час. Но при всех этих недостатках, один из первых полноприводных немецких авто производит серьезное впечатление уже своим внешним видом.

Иосиф Сталин, в отличие от фашистского лидера не любил пафоса и не стремился произвести впечатлений на окружающих, поэтому не пользовался автомобилями с открытым верхом. Отгородиться от окружающего мира Сталин хотел еще и по той причине, что опасался покушений. Именно поэтому, как только в его распоряжении появился первый бронированный автомобиль Сталин сразу же пересел не него. В 20-ые и 30-ые годы любимыми автомобилями вождя были роскошные американские Паккарды, однако почти сразу же по окончании Великой Отечественной войны Сталин пересел на первый представительский автомобиль советского производства – ЗИС-115. Модель была разработана специально для первого лица государства, была полностью бронированной, имела двигатель повышенной мощности и эффективную защитную бронекапсулу – одни только боковые стекла имели толщину более 70 миллиметров и вес почти в сто килограммов каждое!.

Из-за огромного веса почти в пять тонн ЗИС-115 не мог разгоняться больше 100 километров в час даже с помощью форсированного мотора, хотя гражданская версия лимузина – ЗИС-110 даже с обычным двигателем разгонялась до 140 км/ч. Недостаток скорости беспокоил охрану Сталина, но компенсировался другими способами – когда главе государства надо было куда-то ехать, в путь отправлялось сразу три кортежа правительственных автомобилей, каждый из которых двигался своим собственным маршрутом. При этом машину Сталин выбирал в самый последний момент. Вместе с беспрецедентной защитой автомобиль главы государства обеспечивался и необходимым комфортом – для Сталина было предусмотрено широкое и мягкое заднее сиденье, также в салоне имелся кондиционер.

Говорят, что после смерти Сталина, почти все ЗИС-115 едва не были утилизированы – Никита Хрущев, сменивший отца народов, очень яростно желал избавиться от тяжелого сталинского наследия, в том числе и от его автомобилей. Сохранить ЗИС-115, как, впрочем, и Mercedes-Benz G4, удалось только в единичных экземплярах в частных коллекциях раритетных автомобилей.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей