Автобусы, приносящие прибыль

Основа пассажирских перевозок

423
0
0
А втобус – это безрельсовое механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки более 9 пассажиров, и приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания
Сергей Мочалов
Фото: автора и заводов производителей

Всякий раз, когда чиновники пытаются обосновать повышение стоимости проезда в общественном транспорте, они объясняют это тем, что автобусные парки российских городов убыточны. И при планировании бюджетов на очередной год, всякий муниципалитет закладывает общественный транспорт, как статью расходов. Но, наравне с городским общественным транспортом, пассажироперевозки осуществляются и частными перевозчиками, которые при той же стоимости проезда умудряются делать свой бизнес прибыльным! Так в чем же тут дело?

Один из наиболее распространенных автобусов российских автопарков – ЛиАЗ-5256, конструкция которого уходит в середину 80-годов прошлого столетия

Попробуем разобраться в этом вопросе, не прибегая к критике наших властных структур и не сваливая все беды на неграмотное руководство автобусными парками. А значит, речь будем вести о так называемом «подвижном составе», посредством которого и осуществляются пассажирские перевозки во всем мире.

Подвижным составом для перевозки пассажиров могут выступать практически любые транспортные средства, куда можно посадить несколько человек: от велорикши до автопоезда. Но регулярную безопасную и законную перевозку пассажиров можно осуществлять лишь на специально предназначенном для этого транспорте, сертифицированном согласно требованиям российского законодательства, в частности – автобусом.

Первый нижегородский 11-местный автобус ГАЗ-0330, производившийся Горьковским заводом автобусов на базе «полуторки» ГАЗ-АА

Автобус – это безрельсовое механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки более 9 пассажиров, и приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания. От себя добавим, что автобус является одним из видов автомобильной техники, конструктивными особенностями которого обусловлена его основная функция – перевозка людей (стоя, сидя, лежа).

В зависимости от назначения перевозок автобусы делят на:

    — маршрутные (регулярные городские и пригородные пассажироперевозки с фиксированным графиком и маршрутом);
    — экскурсионно-туристические (для разовых экскурсионных поездок повышенной комфортности на дальние расстояния с вещевыми отсеками);
    — специальные (служебные, корпоративные, школьные, вахтовые и др. автобусы мало пригодные для городских и экскурсионных поездок).

Также автобусы делят на классы, в зависимости от их массово-габаритных показателей:

    — особо малые длиной до 5 м («Соболь», «ГАЗель», УАЗ-2206, РАФ-2203 и др.);
    — малые длиной 7,0—7,5 м (ПАЗ-3205, Богдан А-092, «фургонбусы» на базе VW Crafter, M-B Sprinter, Iveco Daily и др.);
    — средние длиной 8,0—9,5 м (ПАЗ-4234, КАвЗ-4235 «Автора», МАЗ-206 и др.);
    — большие длиной 10,5—12,0 м (ЛиАЗ-5256, МАЗ-103, MAN Lion's City и др.);
    — особо большие длиной 16,5 м и более (сочлененные автобусы – «гармошки»).

Сегодня, наиболее распространенными с конструктивной точки зрения являются автобусы так называемой «вагонной» компоновки, кузов которых выполнен однообъемным (то есть и пассажирский салон, и моторный отсек и багажное отделение, находятся в одном «помещении»). Примерами таких автобусов могут служить привычные нам ПАЗы, ЛиАЗы, ЛАЗы, Неопланы, Сетры и абсолютное большинство других автобусов. Помимо них, существуют автобусы капотной компоновки, где моторный отсек визуально отделен от общего пассажирского салона (это КАвЗ-3237, американские школьные автобусы). Совсем уж редкий вид – грузопассажирские автобусы с грузовым отсеком, а иногда и с бортовой платформой. Последние два вида практически не встречаются в роли общественного транспорта, и выполняют функции служебного или специального транспорта.

Типичный представитель служебного транспорта – среднеразмерный автобус Hyundai Aero Town

Есть также машины полукапотной компоновки, но такая схема встречается только среди микроавтобусов и автобусов малого класса, переделанных из цельнометаллических фургонов грузового назначения. Последние, приобрели в России особую популярность и сегодня являются наиболее востребованными среди частных пассажироперевозчиков. Рецепт их приготовления прост: российская компания-производитель берет стандартный цельнометаллический фургон (Peugeot Boxer, Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter и др.), вырезает в его грузовом отсеке оконные проемы и вклеивает окна, устанавливает в салон пассажирские сидения, и делает общую внутреннюю отделку. В итоге получается относительно недорогой автобус (+250-400 тыс. руб. к базовому фургону), по вместимости находящийся между «ГАЗелью» и ПАЗиком, но гораздо более экономичный и надежный нежели отечественные аналоги. Особенно преуспели в описываемой конверсии нижегородские компании ПКФ «Луидор», ПГ «Самотлор», СТ «Нижегородец» и другие.

Легендарный автобус малого класса ПАЗ-3205, который изготавливается с 1989 года Павловским автобусным заводом, и за это время разошелся по миру более чем 200-тысячным тиражом

Совсем другое дело, автобусы среднего и большого классов. Несмотря на огромные габариты, они обладают несущим кузовом с пространственной конструкцией основания. Моторный отсек располагается в задней части таких автобусов, как и трансмиссия с коробкой передач. В туристических автобусах под полом также располагаются внушительные вещевые отсеки и спальное место водителя-сменщика. Полной противоположностью туристическим являются низкопольные городские автобусы, где все подчинено максимальному снижению уровня пола, для удобства посадки/высадки пассажиров.

Сочлененные автобусы особо большого класса используются только на городских маршрутах, и конструктивно очень похожи на городские автобусы большого класса. Разница в том, что к их задней части пристыкован автобусный полуприцеп, соединенный специальным поворотным механизмом, обеспечивающим внутреннее сообщение между автобусом и полуприцепом.

Возвращаясь к теме экономической привлекательности пассажирских перевозок, отметим, что стоимость проезда играет в этом деле важную, но все же не решающую роль. Чтобы любой бизнес был эффективным, ему важен комплексный подход. Даже если стоимость проезда в городском общественном транспорте поднять в два раза, но при этом не обновлять автопарк, не модернизировать маршрутные схемы и не оптимизировать регулярность работы общественного транспорта, автобусные перевозки останутся убыточными. И, к сожалению, многие муниципалитеты ведут именно такую политику.

Другое дело – частные перевозчики. Индивидуальные владельцы автобусов никогда не выберут маршрут с малым пассажиропотоком, вряд ли станут использовать устаревший и прожорливый подвижной состав, а также не будут гонять полупустые крупные автобусы, если можно более эффективно использовать компактный транспорт.

Огромную экономию денежных средств частники получают благодаря экономичным моторам их компактных автобусов, за счет сравнительно меньшей стоимости их обслуживания, ремонта и прочими эксплуатационными затратами по сравнению с большими муниципальными автобусами.

Вот и получается, что перевозя примерно одинаковое количество пассажиров, муниципальный перевозчик терпит убытки, а частник получает прибыль. Но, может быть, местным чиновникам стоит еще раз заглянуть в Федеральный Закон Российской Федерации №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», где четко прописана обязанность местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения, и не слова не говорится об извлечении из этого прибыли.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей