Atec 321 Faeta - доступное небо

Российские пилоты опробовали в воздухе новый чешский самолет.

1131
4
1
Е щё в 2010 году чешская компания Atec презентовала новый двухместный одномоторник Atec 321 Faeta, который, по сути, является переработкой уже знакомого нам ультралегкого 122 Zephyr.
Сергей Мочалов
фото airplanes-pictures.net

Только спустя полтора года после начала продаж Фаета появилась в России, для чехов это стало настоящим событием - знакомить русских с самолетом прилетел сам владелец компании и по совместительству главный конструктор Фаеты, Пётр Волежник (Petr Volejník).

Прежде всего, производителю удалось провести работу над ошибками. Ещё с появления первых "Зефиров" русские пилоты жаловались - при низких температурах запотевают приборы и кокпит. Штатная "печка" не справляется. Демонстрируя Фаету, чехи улыбаются - "Смотрите, фейслифт!", а потом добавляют - "и новая система отопления теплым воздухом". Действительно, уличный воздух сначала обогревается радиатором и выхлопной системой, и только затем поступает в кабину, где для пущего распределения установили маленький вентилятор. Удалось ли решить проблему полностью - не понятно, но жалоб пока нет.

За легкость управления, комфорт и доступность самолет Atec 321 Faeta ценят во все европейских авиашколах.

Зато есть другой нюанс, не влияющий на поведение в воздухе, но способный доставить хлопот на земле. Чехия, конечно, не субтропическая страна, но и до русских морозов там далеко, а вот в России хиленький аккумулятор Faeta на 5 ампер-часов умирает при первых же ночных заморозках. С этой проблемой пилотам придётся справляться самим - ставить новый аккумулятор большего объёма, либо постоянно греть имеющийся.

Чехи, тем временем, доработали спинки сидений, крепления кокпита и добавили остекление задней части кабины. Последнее является, пожалуй, наиболее ярким внешним отличием Faeta от Zephyr. Обзорности это сильно не прибавило, да и сами чехи говорят, что задние окна нужны больше для “света в кабине”. Но что там подсвечивать? Багаж? Огромный купол Зефира и без того давал потрясающую обзорность. Впрочем, будем считать это данью современности - должны же модели чем-то отличаться внешне.

Крейсерская скорость Atec 321 Faeta 230 км/ч., а скорость сваливания с выпущенными закрылками - всего 60 км/ч.

А вот основное технологическое отличие Faeta от Zephir - крылья. Их форма практически идентична, однако “Зеф” ранних моделей довольствовался деревянными, позднее получил стекловолокно и полиэфирные ткани. Главный материал, которым держится за воздух Фаета - углепластик - он легче и прочнее. Это сразу сказалось на динамических характеристиках самолёта. При оборотах мотора в 4400 об/мин “крейсер” составляет 200 км/ч, а максимальная скорость держится на отметке в 300 км/ч. Стандартный двигатель Rotax 912 UL (80 л.с.) потребляет за час полёта 8 литров (160км/ч) или 14 литров (200 км/ч) бензина Аи-95.

В Россию, впрочем, первая Фаета прибыла с более мощным мотором Rotax 912 ULS (100 л.с.), такая модификация, вероятно, и станет самой популярной. Средний расход с таким двигателем держится на отметке в 12л/ч. на крейсерской скорости и первые российские пилоты, испытавшие самолет на аэродроме в Шевлино, подтвердили эти цифры; а значит - максимальная дальность полёта в 1600 км выглядит более, чем реальной. Однако, что больше всего порадовало наших соотечественников - низкая скорость посадки. На малом газу самолет летит, даже практически планирует при скорости 60 км/ч (с закрылками - 40 км/ч) - это значительно расширяет географию применения машины, ведь с такой посадочной скоростью “приземлить” ее можно практически на любой малый аэродром.

На одном баке на Atec 321 Faeta можно добраться из Подмосковья до Черноморского побережья, причем очень быстро и комфортно.

Не так давно в Atec провели испытания Faeta и с новым мотором Rotax 912-серии под индексом IS. Самолет с таким двигателем интересен, прежде всего, своей экономичностью - стандартного 100-литрового бака Faeta, по заверениям чехов, должно хватить на 2000 км полёта! Потрясающие показатели для сверхлегкого класса, которые всё же стоит перепроверить.

На данный момент стоимость Atec 321 Faeta составляет 64,5 тыс. евро за версию с двигателем 80 л.с. или 66,5 тыс. евро за 100-лошадную модификацию. Но это цена, что называется, low-cost и за комфорт придется доплачивать. Так, система комплексного мониторинга работы двигателя обойдется в 1040 евро, а цифровой G-акселерометр TL 3424 в 300 евро. Даже за кармашки для мелочевки в кабине придется доплатить 110 европейских денег. Конечно, расценки чехов едва ли можно назвать демократичными, но на фоне необъятного рынка сверхмалой авиации в России и для таких цен найдется место, тем более, что это стоимость изящного и современного европейского самолета.

Atec 321 Faeta, технические характеристики:

ДвигательROTAX 912 ULS
Размах крыла, м9,6
Длина, м6,2
Высота, м2,0
Площадь крыла, м210,1
Расстояние между колесами, м2,0
Вес пустого, кг275
Взлетный вес, кг450
Полезная нагрузка, кг175
G+5g / -2g
Скорость сваливания, км/ч60
Минимальная скорость с убранными закрылками, км/ч75
Крейсерская скорость, км/ч230
Максимальная скорость горизонтального полета, км/ч255
Предельная скорость, км/ч275
Скороподъемность, м/с7
Потребление топлива на 140/230 км/ч, л7/14
Расскажите друзьям:

Комментарии

1

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей