Поршневые двухмоторники уходят в историю

Почему самолёты с двумя двигателями всухую проигрывают своим одномоторным собратьям?

545
0
0
П оршневые двухмоторные самолёты постепенно доживают свой век
Александр Горбунков
Фото: Piper, Hawker and Beechcraft, Cessna

Что стало причиной их вымирания? Ответ прост - их одномоторные собратья. За последние 30 лет рынок поршневых самолётов значительно сократился, уступив место быстрым и компактным джетам, а двухмоторные модели так и вовсе практически исчезли. На данный момент серийно выпускаются только Beech Baron 58 и Piper Seneca V.

Piper Seneca V с двумя 220-лошадными турбомоторами Continental TSIO-360-RB. Классика американских пассажирских “твинсов”, с системой Garmin G1000 стоит около миллиона долларов США

Многие эксперты видят главную проблему самолётов с двумя моторами прежде всего в безопасности. Действительно, как бы это парадоксально не звучало, но пилот “твинса” сталкивается с куда более сложной ситуацией в случае отказа двигателя, чем пилот “сингла”. Большинство двухмоторных самолётов не смогут дотянуть до аэродрома на одном моторе, более того, неопытный пилот может и вовсе не справиться с управлением при столь неравномерном распределении тяги. Страховые компании, кстати, знают это и требуют от пилотов двухмоторников недюженной квалификации.

Также стоит учитывать, что стоимость обслуживания “твинса” значительно выше стоимости обслуживания “сингла”, конечно, речь не идет о двукратной разнице, но она всё равно очень существенна.

Тем не менее эти проблемы пилотам двухмоторников приходилось решать и раньше. Ещё во время Второй Мировой лётчики-истребители предпочитали машины с одним винтом, считая их двухмоторных собратьев “самолётами с двойными проблемами”. Но что же появилось за последние 30 лет, что так подкосило рынок “твинсов”?

Дело в том, что главным козырем больших по размеру двухмоторников было более современное оснащение. Например, одной из веских причин покупки твинса была противообледенительная система (ПОС), но уже с конца 70-х годов американская Cessna стала устанавливать ПОС на свою 210 модель и с того времени данная опция стала неотъемлемой частью каталогов одномоторников. Другим поводом покупки “твинса” был метеорологический радиолокатор (погодный радар), который помещался только в свободной носовой части двухмоторника. Первую брешь во всепогодной обороне “твинсов” сделал Пол Райан (Paul Ryan), представив широкой публике свой Stormscope в конце 70-х. Конечно, поначалу устройство работало, скажем так, не очень хорошо, но это было лучше, чем ничего. Спустя некоторое время компания Bendix представила свой WeatherScout RDR-160 с возможностью подвесить его под крыло практически любого самолёта, а окончательную точку в погодном противостоянии поставили метеорологические спутники и современная авионика.

Погодный радар WeatherScout RDR-160 под фюзеляжем Cessna A185. Устройство, с которого начался закат монополии двухмоторников на плохую погоду.. Какие ещё остались преимущества у двухмоторных машин? Кондиционер сейчас могут установить даже в дельтаплан, велюровый салон с кожаными креслами - тоже. Даже Airstair двери (с откидными лестницами) уже давно перестали быть прерогативой двухмоторников

J. Mac McClellan

Так что же остаётся в арсенале самолётов с двигателями-близнецами? По большому счету, ничего. Только опытные пилоты-старожилы продолжают летать на твинсах, подстраховываясь на случай отказа одного из двигателей. Американский пилот J. Mac McClellan, чей дом находится в одной миле от озера Мичиган, сказал однажды: “Двигатели отказывают не часто, но и одного раза было бы достаточно для знакомства с тёмными холодными водами озера, если бы я летал на “сингле”.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей