Snowbirds: стоит ли ставить самолёт на лыжи

Snowbirds: стоит ли ставить самолёт на лыжи

Преимущества и опасность полётов на самолётах с лыжами

420
1
0
П ролететь над заснеженными полями на бреющем. Снизить газ до минимума или вовсе заглушить двигатель. Заглянуть в глаза пугливым лисицам, приземлиться на опушке и вновь взмыть в кристально-чистое зимнее небо. Особенные возможности зимних полётов доступны каждому, кто оборудовал свой самолёт лыжами.
Александр Горбунков
Фото: Planeandpilotmag.com

Авиалыжи - устройство, которое дешевле колёс, легче и меньше поплавков, но дает несравнимо большую свободу в выборе взлётно-посадочных площадок. Разбирать модели и стоимость дело неблагодарное, требующее нескольких статей, а вот правила полётов на лыжах примерно одинаковые. Сегодня мы расскажем, что ждёт пилотов, впервые севших за штурвал самолёта на лыжах.

Самый большой страх - боковой ветер. Большинство пилотов считают, что самолёт на лыжах легко снести даже небольшим порывом ветра. Это не так. Не смотря на то, что снег куда мягче асфальта, площадь соприкосновения лыжи со снегом куда больше, чем у колеса с бетоном. На снежной целине своя особенность - лыжи слегка проваливаются в снег и самолёт идет на взлёт “как по рельсам”.

Здесь сразу стоит оговориться, если снег только выпал и ещё очень рыхлый, самолёт на лыжах может “оседать” на 15-20 сантиметров. Для лыж ничего страшного, а вот для винта… После рулёжки советуем посмотреть снежный след за самолётом, если на снегу остались метки от винта, лучше снизить вес машины, иначе первый же обледенелый кусок снега может стоить винту развесовки.

В воздухе на всех режимах машина будет вести себя также как и на колёсах, даже максимальная скорость в горизонтальном полёте останется прежней. Единственная особенность - на высоких скоростях носки лыж задираются вверх, создавая небольшое аэродинамическое сопротивление. Это происходит из-за слабых стандартных оттяжек большинства лыж. Ничего страшного не случится, во всех авиационных лыжах есть ограничительные тросики, но если вы предпочитаете летать со скоростью выше 200 км/ч, советуем позаботиться о более упругих резиновых оттяжках (амортизаторах).

Посадка и замедление на лыжах даже проще, чем на колёсах. Касания лыж о целину почти не чувствуешь, а дистанция посадки заметно меньше “колёсной”. Например, если для взлёта вам понадобилось около 400 метров, то для посадки самолёта на лыжах потребуется всего около 50 метров, при очень мягком замедлении. На плотном снегу своя особенность - здесь самолёт пробежит пробежит намного больше, если на лыжах нет тормозных механизмов. Выход - выруливать на рыхлую “обочину”. Сразу предостережем об одной особенности рулежки самолёта на лыжах - если снег уже укатан, то развернуть самолёт на лыжах в правую сторону будет намного сложнее, чем налево. Вызвано это реакцией вращающегося винта, а выход - знать об этой особенности заранее или использовать лыжи с более высокими полозьями.

В качестве итога могу вспомнить один случай, когда пилот заходил на посадку при боковом ветре 11,5 м/с и в самый неподходящий момент одна из лыж попала на ледяную неровную поверхность. Со стороны всё выглядело экстремально - машину того и гляди развернёт, а пилот… Благополучно остановившись и выйдя из кабины он признался, что почти не заметил внештатную ситуацию. Осмотр лыжи также не показал каких-либо повреждений. Так что, глаза боятся, а самолёты летают. Удачных полётов!

Легкий самолёт на лыжах - особое чувство свободы, когда взлететь и приземлиться можно на любую поляну.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей