ИС-2 – советский ответ немецким Тиграм

ИС-2 – советский ответ немецким Тиграм

Тяжелый танк, который помог переломить ход войны

285
0
0
К середине войны немцы сумели значительно усовершенствовать свои танки – вместо Pz.III и Pz.IV на вооружение Вермахта стали поступать танки Тигр и Пантера. Первые Тигры появились на советско-германском фронте в сентябре 1942 года, и 22 сентября один из них, подбитый советскими артиллеристами на в районе Мги под Ленинградом, достался в качестве трофея войскам 2-й Ударной армии.
Сергей Мочалов
Фото 1zoom.ru

После всестороннего изучения трофея советскому командованию стало ясно, что у наших танкистов появился новы грозный противник. Поэтому Челябинскому Кировскому заводу и заводу № 100 НКТП предписывалось изготовить и предъявить на госиспытания два опытных образца новых тяжёлых танков, которые предлагалось назвать ИС – Иосиф Сталин. Танки ИС создавались отнюдь не на пустом месте. В качестве прототипа для первого были взяты последние варианты опытного танка КВ-13 – этим танком в своё время хотели заменить и КВ, и Т-34, предвосхитив, таким образом, идею ОБТ – основного боевого танка. Этот танк вскоре стал танком ИС-1.

Второй же танк решили создать на базе другого опытного танка КВ-9. На этом танке стояла 122-миллиметровая танковая гаубиица У-11, обладавшая такой отдачей, что башню часто заклинивало. Кроме того, бронепробиваемость короткоствольной У-11 оказалась недостаточной для борьбы с Тиграми. Поэтом главный конструктор танка Жозеф Яковлевич Котин обратился к другому главному конструктору Фёдору Фёдоровичу Петрову, конструировавшему пушки, с просьбой разработать для танка подходящее орудие. В качестве прототипа Петров предложил А-19, которую он в 1938 году разработал на базе 122-миллиметровой пушки образца 1931 года, разработанной ещё покойным Францем Францевичем Лендером.

Как и все другие советские серийные тяжёлые и средние танки того времени, ИС-2 имел классическую компоновку. Бронекорпус от носа к корме последовательно делился на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель размещался в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же располагались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме ИС-2.

Стремление конструкторов ЧКЗ получить максимальное бронирование при относительно умеренной массе и габаритах всего танка привело как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Положительной стороной стала экономичность и сравнительно небольшая материалоёмкость ИС-2 в целом — при той же массе в 46 т советский танк был гораздо сильнее защищён, чем «Пантера», превосходил по этому параметру 55-тонный «Тигр I» и несколько (но не сильно) уступал 68-тонному «Тигру II». Минусы были логичным продолжением такого подхода — плотная компоновка вынудила разместить часть топливных баков в боевом отделении и не оставила места для люка механика-водителя, что не раз приводило к тому, что раненый танкист не мог быстро покинуть горящий танк.

ИС-2 имел дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 60, 30 и 20 мм. С 1944 года нос стал литым. После этого его не могла пробить даже 88-мм пушка StuK 43. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 90 мм располагались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Для удобства при ремонте и обслуживании агрегатов моторно-трансмиссионной группы крыша моторно-трансмиссионного отделения была сделана съёмной, а верхняя кормовая бронеплита могла откидываться на петлях. ИС-2 оснащался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л. с. он обеспечивал 46-тонному ИС-2 скорость в 37 км/ч по шоссе и 10-15 км/ч по пересеченной местности.

Для боя в городских кварталах применялось специальное построение под названием «ёлочка». Танки взаимодействовали огнем попарно, а пары – между собой. Танковый взвод-два тяжелых танка ИС-2 простреливал всю улицу: один танк – правую ее сторону, другой – левую. Такая пара двигалась уступом, друг за другом, – по обеим сторонам улицы. Другая пара шла следом за первой и поддерживала ее огнем. Каждой танковой роте придавался взвод автоматчиков, состоявший из пяти отделений, - по числу тяжелых танков в роте. Автоматчики передвигались на броне, при встрече с противником они спешивались и вели бой в тесном взаимодействии с экипажем своего танка.

ИС-2 – советский ответ немецким Тиграм

Отдельные гвардейские тяжёлые танковые полки (ОГвТТП), вооружённые танками ИС-2, принимали активное участие в боевых действиях 1944—1945 гг. В целом новый танк полностью оправдал ожидания командования как средство качественного усиления частей и подразделений, предназначенных для прорыва заблаговременно и хорошо укреплённых полос противника, а также штурмов городов. В Висло-Одерской операции 80-й ОГвТТП с 14 по 31 января 1945 года уничтожил 19 танков и САУ врага, 41 артиллерийское орудие, 15 пулемётных гнёзд, 10 миномётов и 12 блиндажей. Из 23 ИС-2, участвовавших в тех боях, ни одна не была потеряна безвозвратно. С-2 активно использовался для штурмовых действий укреплённых городов, таких как Будапешт, Бреслау, Берлин.

В Советской Армии танки ИС-2М состояли на вооружении очень долго, пережив более поздние ИС-3, ИС-4 и ИС-7. Предполагалось, что окончательно их заменят в войсках только Т-10, но и этого в полном объеме не произошло. В 70-е годы, после ухудшения отношений с Китаем, танками ИС-2М и ИС-3 оснащались укрепленные районы, создаваемые вдоль китайской границы в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Боевые машины находились в парках, по тревоге должны были выдвигаться к границе и занимать специально подготовленные для них капониры. В Одесском военном округе последние знаменитые учения с участием ИС-2М состоялись в 1982 году. Официальный же приказ министра обороны о снятии ИС-2М с вооружения Российской армии был отдан только в 1995 году.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей