Затонувший немецкий теплоход "Тотила".

26 мая команда научно-исследовательского судна “Николаев” с помощью мощного сканирующего оборудования нашла на морском дне немецкий теплоход “Тотила” затонувший в мае 1944 года.

Теплоход был затоплен советской авиацией во время эвакуации немецких войск с Крымского полуострова. На борту находилось более 2000 немецких солдат и офицеров. Обнаруженный, спустя почти 70 лет, теплоход “Тотила” лежит на глубине 97 метров недалеко от мыса Херсонес.

Водолазы, спустившиеся на глубину 97 метров, смогли проникнуть внутрь затонувшего судна, увидели орудия, которые были установлены на “Тотиле”, обнаружили останки тел погибших и обошли весь контур корабля.

Экипаж яхты “Николаев”, как исследователи Русского Географического Общества собираются сообщить о своей находке отечественным историкам, а также коллегам из Германии.

Немного истории о найденом в Севастополе корабле.

Теплоход «Тотила»

Глубина: 104 метров.

Год затопления: 1944

Принадлежность Германии. Бывший венгерский теплоход "Magyar Vitez". Заказан в Венгрии Советским Союзом еще до войны. Спущен на воду в 1942 г. После организованного немцами в Венгрии в марте 1944 г. военного переворота теплоход был конфискован и вошел в состав германского транспортного флота на Черном море. Вместимость: 2773 брт.

...9 мая 1944 г. советские войска освободили Севастополь, отбросив остатки 17-й немецкой армии на мыс Херсонес. Поскольку весь он, включая аэродром, оказался в зоне досягаемости артиллерийского огня, сюда перестали садиться немецкие истребители. Все это сразу отразилось на защищенности конвоев. Эвакуация вступила в свою завершающую фазу.

Караван, включавший новейшие теплоходы "Тотила" и "Тея", покинул Констанцу в 00:15 9 мая 1944 г. Суда прибыли к Херсонесу около 03:30 следующих суток, но из-за тумана до рассвета находились от него на расстоянии примерно 7 миль. С рассветом теплоходы пошли к берегу, но не в Казачью и Камышевую бухты, где их ждало 9000 солдат, а к юго-западным причалам полуострова, куда сухопутное командование людей для эвакуации пока не направляло. То обстоятельство, что там все же находились какие-то люди, причем в числе нескольких тысяч, свидетельствует, что к тому времени в войсках противника царили хаос и дезертирство. Настроение командира конвоя и капитанов судов мало отличалось от тех, кого им предстояло забрать с берега - несмотря на неоднократные приказы по радио из штаба морского коменданта; они им не подчинились и даже не вышли на связь. Встав в 2 милях от берега, теплоходы начали загружаться с помощью паромов Зибеля 770-го саперно-десантного полка. По данным сухопутного командования, подтвержденных показаниями командира саперно-десантной части, оба судна приняли никак не более 3000 человек, что составило примерно треть их расчетных возможностей.

В начале 7-го часа погрузка была в самом разгаре. Именно в этот момент над транспортами появились наши штурмовики. Первый удар девяти "Илов" из 47-го ШАП оказался безуспешен, но последовавший почти сразу же налет восьмерки машин из 8-го Г1ПАП дал прекрасные результаты. "Тотила" получил попадание трех ФАБ-100, после чего загорелся и лишился хода. Одна из бомб вызвала пробоину в носовой части. Новый удар гвардейцы нанесли 13 самолетами в 08:20, когда теплоход уже тонул. Спустя примерно 20 минут он навсегда скрылся под водой. Сопровождавшие штурмовики "Яки" обстреляли находившиеся поблизости плавсредства и нанесли повреждения пытавшемуся буксировать "Тотилу" тральщику "R 209", который, кроме того, получил попадание одной бомбы.

Говоря об относительно небольшом количестве погибших, приводят тот факт, что удаленность от берега небольшая и многие спаслись вплавь (хотя не упоминают, что в мае температура воды здесь редко превышает 12 градусов).

По данным источников, точка гибели в 50 км от мыса Херсонес. Если принять во внимание описания этого боя советскими летчиками, судно пошло ко дну на расстоянии 2-7 миль от берега, поэтому ранее указанные координаты явно неправильные. Согласно данным гидролокации, на расстоянии 4-4,5 миль юго-западней мыса Херсонес находятся два затопленных объекта, по размерам схожие с транспортом «Тотила». По данным, полученным от В.Вакара транспорт «Тотила» обнаружен.

Судно лежит практически на ровном киле, с небольшим креном на правый борт, курсом 210-220 градусов.

Разрушения не большие, корма заилена.

Парусно-моторное научно-исследовательское судно "Николаев" было построено в Украине Яхтостроительной верфью Флагман

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие новости

Подпишись на рассылку свежих новостей